Дипломная работа по психологии

Особенности ценностных ориентаций трудных подростков

Тема работы: Особенности ценностных ориентаций трудных подростков

Страницы: 75

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение системы ценностных ориентаций трудных подростков………………………………………….10

1.1. Понятия «ценности» и «ценностные ориентации»: подходы к изучению ценностных ориентаций……………13
1.2. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального
поведения подростков………………………………………17
1.3. Проблема формирования и особенности ценностных ориентаций трудных подростков………………………….30
1.4. Выводы

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование базовых ценностных ориентаций у трудных подростков………………………………….40

2.1. База, методическое обеспечение и процедура исследования………………………………………………..43
2.2. Результаты исследования, их анализ и интерпретация….52
2.3. Выводы………………………………………………………54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..59

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………62

В В Е Д Е Н И Е

Актуальность исследования. Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество. Исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия, исчезают социальные структуры норм, шкалы личностных и общественно-значимых ценностей претерпевает значительные изменения. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Социально-экономические преобразования происходящие сегодня в стране обусловливают неоднозначные процессы: они способствуют демократизации общества и его институтов, свободе волеизъявления людей, расширяют их возможности в выборе содержания и форм жизнеустройства, однако ведут к усилению идеологического и материального расслоения общества, увеличению безнадзорности и трудновоспитуемости детей и подростков как социального явления, вовлечению их во взрослые преступные группировки, приобщению молодежи к наркотикам, росту подросткового и юношеского суицида, снижению авторитета педагогов, школы в целом и родителей, обострению нетерпимости и конфликтности в школе и семье.
Отсутствие новых конструктивных подходов к решению воспитательных проблем и утрата лучшего отечественного педагогического опыта не содействуют успешному поиску приоритетов и ценностных ориентации в нравственном самоопределении подростков в изменившейся жизнедеятельности.
В последнее время намечаются смена парадигмальных установок и обоснование правовых норм воспитания, пути преодоления моноидеологических подходов к его содержанию, целям и задачам. Со всей очевидностью встают вопросы духовно-нравственного развития подростков, усвоения ими ценностных ориентаций и особенно той её части, которая в силу объективных и субъективных причин стала социально и педагогически запущенной. В наибольшей степени это касается подростков, по своим возрастным и психологическим особенностям более восприимчивых к негативным влияниям, создающим их асоциальность и трудновоспитуемость.
Научно-педагогической общественностью широко обсуждаются сущность, принципы, методы и приемы нравственного воспитания учащихся их ценностных ориентаций. Обращение к гуманистическим идеям, становление личностных качеств человека, развитие его позитивных природных способностей были в центре внимания классиков педагогики ЯЛ. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В контексте происходящих демократических преобразований в обществе и в воспитательном пространстве значительный удельный вес в работах Н.И. Болдырева В.П. Борисенкова, Б.С. Гершунского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Л.С. Турбовского, Г.Н. Филонова принадлежит социокультурным ценностям. Воспитание гражданина как активного деятельного носителя национального самосознания, общегражданской культуры, моральной и нравственно-правовой воли рассматривается З.К. Каргиевой, Б.Т. Лихачевым, В.И. Мурашовым, Н.Д. Никандровым, Е.Г. Силяевой, А.Г. Хрипковой и др.; развитие нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения подростков, ценностных ориентаций является предметом исследования Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, С.Г. Ваниевой, Ю.И. Дика, М.И. Шиловой и других. Вопросы формирования нравственной культуры учащихся, толерантности, оптимального межнационального взаимодействия анализируются И.А.Арабовым, А.Ю. Белогуровым, В.Н. Бондаренко, Г.Н. Волковым, Э.С. Дзуцевым, В.К. Кочисовым, Б.А. Тахоховым, СБ. Узденовой, З.Б. Цаллаговой, СР. Чеджемовым, Е.Е. Хатаевым и другими.
Ведущие аспекты семейной педагогики раскрыты в работах Ю.П. Азарова, СЯ. Вульфсона, А.Ю. Гранкина, И.В. Гребенникова, A.M. Низовой, К.Б. Семенова и др.
К различным проблемам трудных подростков, развитию их личностных качеств обращались психологи М.А. Алемаскин, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, педагоги B.C. Андриенко, Э.Т. Костяшкин, И.А. Невский; социально-психологические и педагогические особенности современных трудных подростков рассматриваются в трудах Н.Н. Бараковской, Д.В. Григорьева, СВ. Дармодехина, М.М. Плоткина, Н.Н. Подъякова.
Вопросами нравственного воспитания трудных подростков, использованию потенциала народной педагогики в современных условиях посвящены исследования М.Ю. Айбазовой, И.Н. Бираговой, А.С. Койчуевой, Н.В. Кокоевой, К.Ю. Лавринец, О.С. Нестеровой и др.
Однако в исследовании трудных подростков, их нравственного развития в настоящее время наметился определенный застой. Педагогические коллективы образовательных учреждений не прилагают должных усилий по воспитанию и перевоспитанию проблемных детей, нет оптимального взаимодействия школы и их родителей. Как следствие такого положения наблюдается интенсивный рост трудных, педагогически запущенных подростков. Сказанное актуализирует необходимость разрешения противоречий, создавшихся в нравственном воспитании современных трудных подростков:
— между теоретической разработанностью психолого-педагогических особенностей трудновоспитуемых детей и практическим её внедрением;
— между декларируемым в теории воспитания приоритетом духовно-нравственного развития учащихся и укоренившимся представлением о воспитании как компоненте, сопровождающем обучение;
— между современными требованиями к нравственному становлению личности и преобладающим «школоцентристским» подходом к духовно-нравственной сфере личности учащегося, его ценностным ориентациям.
Учитывая актуальность этого периода онтогенеза как времени развития ценностных ориентаций такого уровня, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность формирующейся личности и ее активную социальную позицию, темой данной дипломной работы были выбраны
«Особенности ценностных ориентаций трудных подростков».
Цель ценностные ориентации трудных подростков
Объектом исследования являются особенности ценностных ориентаций детей подросткового возраста.
Предметом исследования выступают особенности системы ценностных ориентаций трудных подростков.
Гипотеза исследования

Задачи исследования:
— раскрыть сущность понятий «ценности» и «ценностные ориентации» и рассмотреть подходы к изучению ценностных ориентаций;
— выявить совокупность теоретико-методологических положений о ценностных ориентациях современных трудных подростков;
— выявить особенности трудных подростков;
— провести сравнительный анализ трудных и благополучных подростков
Методологической основой исследования являются: идеи формирующего влияния среды на личность и положения гуманистической философии и педагогики о человеке как высшей ценности и его праве на свободу, счастье, развитие (Н. Бердяев, Я.Корчак, А.С.Макаренко, С. Франк, А. Маслоу, К. Роджерс); деятельностный подход к развитию личности (А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн и др.); основополагающие положения в работах педагогов и психологов о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации (И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе, Б.Ф.Ломов, Р.Х.Шакуров и др.); современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Р.А. Валеева, О.С. Газман, Г.В.Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.Г. Рындак и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ ( системный, логический, количественный и качественный), опросно-диагностические (анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик), праксиметрические анализ деятельности учащихся, педагогов и психологов школ), обобщение опыта, психологическая интерпретация результатов.
Экспериментальной базой исследования явились МОУ средняя общеобразовательная школа №7 г. Иркутска. Всего исследованием было охвачено 64 учащихся параллели 9-х классов.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения; содержит 3 рисунка-диаграммы с изложением данных эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков.
В первой части дипломной работы дается теоретический обзор и анализ литературы по исследуемой проблеме:
— раскрываются понятия «ценность», «ценности», «система ценностей», «ценностные ориентации»;
— излагаются и сопоставляются позиции различных авторов, касающиеся проблемы ценностей;
— анализируются детерминанты формирования личности подростка, регулирующие процесс его включения в социум и содержание системы его ценностных ориентаций;
Во второй — практической части дипломной работы — излагаются материалы эмпирического исследования базовых ценностных ориентаций подростков:
— приводится описание методического обеспечения и процедуры экспериментального исследования;
— излагаются данные результатов исследования и приводится их интерпретация;
— проводится анализ данных, полученных по результатам тестирования;
— делаются выводы о детерминации процесса формирования системы ценностных ориентаций социальным окружением индивида и общественно-политическими реалиями современности;
— приводится собирательный психолого-педагогический портрет современного подростка, составленный посредством изучения ценностно-ориентационных предпочтений.
Практическая значимость данной дипломной работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней предпринята попытка рассмотреть проблему ценностных ориентаций трудных подростков с позиций различных научных подходов.
Исследованная система базовых ценностных ориентаций современных трудных подростков может быть востребована в работе по совершенствованию воспитательных воздействий в школах и внешкольных учреждениях — с точки зрения учета психологических проблем, стоящих перед подростком в процессе переходного периода от детства к взрослости.