Психология

Особенности ценностных ориентаций юношей и девушек с различными вариантами жизненной перспективы

Ценностные ориентации личности — одна из важнейших аксиологических проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом и психологическом уровнях. И она далеко не нова и в современной психологии. Отдельные ее аспекты рассматривались в работах С.А. Рубинштейна, В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, Анализ литературы показывает, что проблема жизненных перспектив является наиболее представленной в психологии жизненного пути (Р. Кастенбаум, К. Левин, Дж. Нюттен и др.). Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам ценностных ориентаций и особенностей их формирования в разных возрастах, отдельные аспекты данной проблемы остаются недостаточно изученными.

Целью нашего исследования явилось изучение ценностных ориентаций юношей и девушек с различными вариантами жизненной перспективы и разработка системы социально-психологических мероприятий, ориентированных на оптимизацию иерархии ценностных ориентаций юношей и девушек.

Объектом исследования выступают ценностные ориентации личности юношей и девушек.

Предметом исследования является устойчивая иерархия ценностных ориентаций юношей и девушек как основа жизненной перспективы.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую гипотезу. В своей работе мы исходили из нескольких допущений:

  • существуют различия в построении иерархической структуры ценностных ориентациях у юношей и девушек;
  • четко простроенная жизненная перспектива имеется у юношей и девушек при устойчивой иерархической структуре ценностных ориентаций.

Для проверки сформулированной гипотезы в соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:

  • на основе анализа научной литературы рассмотреть ценностные ориентации юношей и девушек с различными вариантами жизненной перспективы;
  • организовать и провести исследование, позволяющее определить иерархическую структуру ценностных ориентаций юношей и девушек с различными вариантами жизненной перспективы;
  • разработать систему социально-психологических мероприятий, ориентированных на оптимизацию иерархии ценностных ориентаций юношей и девушек с различными вариантами жизненной перспективы.

Методологической основой нашего исследования послужил системный подход к построению воспитательного процесса, предложенный Ю.К. Бабанским, М.С. Каган, Ю.А. Конаржевским и др.; психолого-педагогическая теория формирования и развития личности, организации деятельности, связи деятельности и ее развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); мотивации деятельности и формирования ценностных ориентаций (Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, И.В. Дубровина, М.Г. Казакина и др.).

Исследование проводилось на базе двух вузов — Сибирский институт права, экономики и управления и Иркутский государственный педагогический университет. В течении 2007-2008 учебного года в нем принимали участие юноши и девушки от 17-20 лет в составе 93 человек.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа и психодиагностика с использованием методик Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценностей» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД)», методика исследования системы жизненных смыслов В.И. Котлякова, опросник терминальных ценностей «Отец» предложенный И.Г. Сениным, методика Куна «Кто Я?» и методика Г, Олпорта «Автобиография будущего».

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, применением надежных диагностических методов. Использованные методы широко распрос
транены, стандартизованы, имеют высокую валидность и активно применяются в научной и практической психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и данные, полученные в нашем исследовании могут быть использованы в работе психологов, педагогов; в проектировании воспитательной деятельности, нацеленной на построение системы мероприятий по самовоспитанию, формированию личности юношей и девушек.

Анализ теоретических исследований и современной практики позволяет утверждать, что ценностные ориентации юношей и девушек различны. Подтверждение данному утверждению служит проведенное нами исследование ценностных ориентаций юношей и девушек. Обобщенные результаты, полученные по трем методикам представлены в рисунке 1.

Результаты изучения ценностных ориентаций юношей и девушек

Примечание: 1-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), 2-материально- обеспеченная жизнь, 3-наличие хороших и верных друзей, 4-счастливая семейная жизнь, 5-уверенность в себе, 6-развитие себя, 7-духовное удовлетворение, 8-интересная работа, 9-здоровье.

Из рисунка 1 видно, что наиболее высокие показатели по шкалам ценностей присутствуют у девушек нежели, чем у юношей. У девушек мы наблюдаем более простроенную ценностную иерархию: от высоких значений ценностей «любовь» и «счастливая семейная жизнь» к более низким «наличие хороших и верных друзей» и «духовное удовлетворение».

Нами были выделены следующие 9 показателей, относительно которых оценивались ответы студентов при заполнении методик «Кто я?» и Г. Олпорта для выявления жизненной перспективы: 1. Профессиональная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (буду хорошим врачом); 2. Семейная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т.п.); 3. Групповая перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (хочу быть музыкантом и т.п.); 4. Коммуникативная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением (у меня будет много друзей); 5. Материальная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру); 6. Физическая перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные со своими психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накаченным); 7. Деятельностная — перспектива, пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать); 8. Персональная перспектива — пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями (поло — ролевыми, личностными качествами, поведением и т.п., например, хочу быть более веселым, спокойным); 9. Оценка стремлений — например, «многого желаю», «стремящийся человек».

Результаты изучения жизненной перспективы юношей и девушек представлены в таблице 1.

Результаты изучения жизненной перспективы юношей и девушек

Как видно из таблицы 1, по многим шкалам «перспектив» девушки гораздо превышают по высоким значениям юношей. Так же результаты крайней шкалы «оценка стремлений» более, чем в два раза, выше у девушек, чем у юношей. Основываясь на полученных данных, мы можем утверждать, что более устойчивая иерархическая структура ценностных ориентаций у девушек, а, соответственно, и более простроенная жизненная перспектива, что подтверждено эмпирическими данными.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости построения системы мероприятий по самовоспитанию, формированию личности юношей и девушек.

Зеленова В.С.