Когда говорят синдром «выгорания», имеют ввиду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе. Профессиональный стресс медицинского работника это состояние эмоционального напряжения, сопутствующее профессиональной деятельности и возникающее отнюдь не от экстремальных ситуаций, а от постоянной медицинской практики, так как от его деятельности зависит не только здоровье человека, но и жизнь в целом. Профессиональная деформация проявляется на более поздних этапах профессиональной карьеры, в то время как «выгорание» может возникнуть и в начале профессионального пути, как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности.
Эмоции, чаще всего, амбивалентны: удовлетворение успешно проведенного наркоза или лечения, чувство своей значимости, уважение коллег; но и угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, неэффективная реанимация, разочарование в профессии и жизни. Кроме того, в профессиях, связанных с взаимодействием человека с человеком, возникает профессиональная усталость – это, прежде всего, усталость от другого человека
Гипотезой исследования является предположение о том, что синдром «выгорания» медицинских работников имеет свои особенности по направленности специальности и характеризуется рядом факторов — синдром эмоционального «выгорания» у работников анестезиолого-реанимационных отделений выше, чем у специалистов других отделений.
Задачи исследования решались с помощью следующих методов: тестирование; наблюдение; беседа и интервью; применение методик: шкала «Уровень социальной фрустрированности»; опросник «психического выгорания» Н.Е. Водопьяновой (в основе – модель К. Маслач и С. Джексон); методы статистической обработки результатов исследования, программы «Биостат».
Исследование проводилось в течение 2003–2005 года на базе Иркутской областной клинической больнице (ГУЗ ИОКБ). В исследовании участвовало 112 медицинских работников: 42 врача и 70 медицинских сестер анестезиолого-реанимационного, хирургического, терапевтического отделений. Изучение уровня напряженности врачебной и сестринской деятельности показало, что профессия медицинских работников справедливо относится к категории напряженного труда как по критериям умственной, физической деятельности, режима труда и санитарно-гигиенических условий, так и по критерию работы с информацией.
В ходе проведенной исследовательской работы по изучению особенностей синдрома «выгорания» работников отделений анестезиологии-реанимации ГУЗ ИОКБ были получены следующие результаты.
По результатам исследования, необходимо принять то, что 100 % работников анестезиологии-реанимации считают, что их работа связана с психоэмоциональными перегрузками, 87 % считают свою работу еще и физически напряженной.
Рис. 1. Результаты исследования индекса общего уровня удовлетворенности.
Рис. 2. Результаты исследования индекса общего уровня социальной фрустрированности.
Анализ результатов по направленности профиля отделения показал, что у работников анестезиологии-реанимации 56 % умеренного уровня удовлетворенности и 42 % зоны неопределенного результата, и всего лишь 2 % высокой удовлетворенности по сравнению с остальными специальностями. Наличие 80 % умеренной социальной фрустрированности в работе анестезиологии-реанимации доказывают, что присутствует постоянно действующий психоэмоциональный фактор напряженности.
Наиболее высокая неудовлетворенность материальным положением- 100 %, что играет не менее важную роль в психоэмоциональном состоянии- это и жилищно-бытовые условия, это и образ жизни, это и положение в обществе: 56 % врачей неудовлетворенны своим положением в обществе. Эти факты свидетельствуют о наличии серьезных предпосылок к профессиональной фрустрации из-за ситуации повседневного стресса, возникающего в профессиональной деятельности.
На основании полученных данных шкалы УСФ был произведен расчет среднего и стандартного отклонений значимости по уровню социальной фрустрированности с использованием компьютерной программы «Биостат».
Результат расчета критерия U-Манна-Уитни – 0,008, и t-критерия Стьюдента = 2,593 при Р = 0,011 по материальному положению позволяет считать различие между двумя выборками (первая выборка – работники отделений анестезиологии-реанимаций; вторая выборка – работники отделений других специальностей) значимой (p < 0,05) и достоверной (р < 0,01).
Анализируя результаты проведенной диагностики «психического выгорания», можно сказать, что к наиболее склонным к «выгоранию» относятся медработники анестезиологии-реанимации и хирургии, учитывая их совместную профессиональную деятельность (операционные и послеоперационные периоды лечения пациентов).
Исходя из представленных результатов исследований, можно утверждать, что синдром «выгорания» медицинских работников имеет свои особенности по профильной направленности, и что в развитии имеет место комплексное сочетание факторов: социальный – непризнание заслуг врача, принижение социального статуса профессионала (а работники анестезиологии-реанимации это профессионалы, обладающие навыками в любой области медицины); личностный – склонность к повышенной тревожности, агрессивности, депрессиям, «уходу» в психосоматику; организационный – дефицит внешней поддержки, неблагоприятные условия работы (переполненные палаты реанимации, отсутствие отдыха после ночных дежурств, длительный операционный план), низкая материально-техническая база.
Профилактика синдрома «выгорания» должна начинаться уже во время обучения в ВУЗе. Она включает два основных направления: информирование и обучение навыкам эффективной профессиональной коммуникации. Важным шагом в профилактике профессиональной деформации врача, является психопрофилактика в процессе медицинского образования, обучение способам предупреждения «эмоционального выгорания».
Очень эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). «Прежде больной должен был понимать врача. Теперь врач должен прежде всего понимать больного» – это высказывание М. Балинта стало ориентиром в определении функций балинтовских групп, направленных на помощь врачам.
Таким образом, выдвинутая гипотеза частично получила подтверждение, что позволяет наметить дальнейшие перспективы научно-практической работы. Необходимо продолжить исследования и в области соотнесения психологического тестирования и диагностики, и в области разработки программ профилактической и психотерапевтической направленности, а также в области применения педагогических обучающих программ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для устранения причин и факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома «выгорания» медицинских работников анестезиологии-реанимации.
Литература
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Информац.-издат. Дом Филин, 1996.
- Вассерман Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1995. – № 2. – С. 73–79.
- Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. – 498 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.
- Демченко Н. Профессиональный стресс губит врача. Газета «Медицина Санкт-Петербурга». – 1997. – № 11.
Н.М. Жилина