Экология и окружающая среда

Оценка экологической опасности автотранспортных средств на улицах промышленного города

Исследования посвящены проблеме пылегазовых выбросов от автомобильного транспорта на улицах промышленного города. Использована методика расчета пылегазовых выбросов от автомобильного транспорта по интенсивности движения транспортных потоков на улицах города [1].

Экспериментальные исследования проводились в разных районах города Иркутска, на улицах: Байкальская, Розы Люксембург, Октябрьской Революции, Карла Маркса, Советская, Лермонтова, Декабрьских Событий. По всем видам транспорта: легкий грузовой, средне грузовой, тяжелый грузовой, автобус, легковой.

Выделены максимальные и минимальные потоки.

Интенсивность движения автотранспорта на улице Октябрьской Революции в 3,5 раза больше, чем на улице Байкальская. В течение суток практически на всех улицах наибольшая интенсивность транспортных потоков наблюдается в утренние часы (табл. 1).

Таблица 1

Интенсивность движения автотранспорта в разное время суток

Название улицы Дата Время Легкий грузовой Средне грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой За час За сутки
Октябрьской Революции

(ост. «Фортуна»)

14.03.05 1000 76 30 14 10 505 4716 113184
1700 56 28 9 12 328
1900 69 14 3 11 407
Байкальская

(ост. «Гормолзавод»)

20.03.05 1000 52 6 8 4 98 1359 32616
1700 42 4 3 6 77
1900 54 4 4 5 86

Наибольшая загруженность автотранспортом характерна для ул. Октябрьской Революции, эта магистраль имеет выход на тракт союзного значения.

Диаграмма интенсивности движения автотранспорта

Рис. 1. Диаграмма интенсивности движения автотранспорта в среднем за час по ул. Октябрьской Революции.

Диаграмма интенсивности движения автотранспорта

Рис. 2. Диаграмма интенсивности движения автотранспорта в среднем за час по ул. Байкальская.

По интенсивности движения автотранспорта на основании методики [2] определялось количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Наибольший вклад в количество выбросов вносит автобус – 371,4, и легкий грузовой – 232,2 виды транспорта.

О.В. Хертлинг

Литература

  1. Чекмарева О.В. Комплексная оценка качества атмосферы улиц промышленного города // В кн.: Цыцура А.А. и др. Транспортно-дорожный комплекс и его влияние на экологическую обстановку города Оренбурга. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2002. – С. 40–87.
  2. Цыцура А.А., Чекмарева О.В. Оценка экологической опасности автотранспортных средств на улицах промышленного города // Экологический вестник России. – 2003. – № 4. – С. 39–45.