Экология и окружающая среда

Оценка положительных и отрицательных внешних эффектов проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»

В настоящее время проблема строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» широко и эмоционально обсуждается в общественных и научных кругах. В регионах Сибири преобладает позиция резкого неприятия учеными и общественностью одобренного государственной экологической экспертизой проекта нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», что понятно, поскольку предполагаемая трасса будет проходить в экстремально сложных природных условиях, велики риски, связанные с аварией на нефтепроводе, и тогда ущерб уникальному водоему, его обитателям и населению Сибири будет непоправим. Таким образом, строительство и эксплуатация нефтепровода окажет большое влияние на жизнь каждого из нас. Правомерен вопрос: нужен ли Сибири этот проект? В рамках данной статьи делается попытка оценить проект строительства нефтепровода, опираясь на понятие внешних экономических эффектов.

В экономической теории внешние эффекты или экстерналии – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Оценим отрицательный внешний эффект строительства и эксплуатации нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», он заключается в большом риске прорыва нефтепровода. Нефтепровод протяженностью свыше 4 тысяч км. намерена построить компания ОАО «АК «Транснефть» для продажи российской нефти в страны Тихоокеанского региона. По Иркутской области предполагается провести более 800 км. трассы от станции Тайшет до границы с Бурятией к северу от озера Байкал. Нефтепровод также пройдет по Читинской и Амурской областям, по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем. После завершения строительства по этому трубопроводу будет транспортироваться 80 млн. тонн нефти ежегодно. По оценкам разработчиков проектов, 50 % трассы находится в зоне опасных природных процессов (наводнений, селей, снежных лавин и т.д.) и сейсмической интенсивности более 7 баллов. Трасса пересекает на своем пути десятки рек, крупнейшие из которых – Ангара, Лена, Витим. Практически вся трасса относится к пожароопасным районам. Наибольшую опасность представляет участок к северу от Байкала, где землетрясения достигают 10 баллов. Нефтепровод предполагается проложить около живущего современного разлома, даже при тех высоких баллах сейсмической устойчивости, на которые рассчитан проект, это очень опасно. Защитники окружающей среды предостерегают, что в случае разрыва трубопровода в Байкал всего за 20 минут выльется 4000 тонн нефти. Кроме того, риск прорыва нефтепровода велик в связи с тем, что процент износа основных фондов в нефтеперерабатывающей отрасли самый высокий в топливно-энергетическом комплексе и составляет 80 %.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Оценим положительный внешний эффект строительства и эксплуатации нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», он заключается в том, что экономика регионов Сибири получит выгоду от организации сетевой экономической структуры, в которой, благодаря взаимосвязям компактно расположенных предприятий, достигаются дополнительные преимущества. Сетевой экономической структурой можно считать интеграцию крупного и малого бизнеса в соответствии с моделью кластера. Количество и развитость кластеров являются характеристиками развития, в случае развитой экономики кластеры развиты гораздо лучше, следовательно, развитие хорошо функционирующих кластеров составляет один из самых существенных шагов на пути к повышению региональной конкурентоспособности. Применительно к регионам Сибири кластерная политика должна означать развитие вокруг нефтепровода мелких и средних фирм перерабатывающей промышленности и сферы услуг, предприятий отраслей региональной специализации. В экономике Иркутской области типичной сырьевой отраслью с невысокой степенью переработки является нефтеперерабатывающая. Вокруг нее, при условии поставок сырья по нефтепроводу, очень отчетливо просматриваются перспективы развития нефтехимического и хлорорганического кластера. Положительный внешний эффект для этой территории будет заключаться в создании благоприятных условий для развития вокруг имеющихся крупных производств технологически и организационно связанных с ними небольших и средних предприятий с более глубокой переработкой сырья, гибкими технологиями и более разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции.

Таким образом, при оценке целесообразности стоительства нефтепровода необходимо руководствоваться не интересами отдельных компаний и увеличения доходов бюджета, а сравнивать социальные издержки и выгоды. При наличии отрицательного внешнего эффекта предельные частные издержки (MPC) ниже предельных социальных издержек (MSC) или цена экономического блага (в нашем случае цена транспортировки нефти) ниже цены, уравновешивающей общественные выгоды и общественные потери. При наличии положительного внешнего эффекта предельные частные выгоды (MPВ) ниже предельных социальных выгод (MSВ) и цена экономического блага тоже ниже цены, уравновешивающей общественные выгоды и общественные потери. В рамках экономической теории для достижения эффективного для общества равновесия предлагается использовать корректирующие налоги (в случае отрицательного внешнего эффекта) или корректирующие субсидии (в случае положительного внешнего эффекта).

Проведенный выше анализ показал, что применительно к проекту строительства и эксплуатации нефтепровода имеют место и отрицательный и положительный внешние эффекты. Принимая во внимание всю приблизительность и сложность оценки этих эффектов, все же позиция автора заключается в том, что отрицательный внешний эффект превалирует. Поэтому эффективное для общества равновесие было бы достижимо при введении корректирующего налога, причем, его величина (равная величине отрицательного внешнего эффекта) может быть такой, что строительство нефтепровода окажется невыгодным для ОАО «АК «Транснефть» или какой-либо другой компании. Представляется целесообразным рассматривать именно общественные, а не частные издержки и выгоды при принятии решений о строительстве нефтепровода и оценке альтернативных вариантов строительства (например, для оценки разработанного сотрудниками ИНЦ СО РАН так называемого «северного маршрута», который удален от берега Байкала приблизительно на 200 км).

Ю.В. Зарубина

Литература

  1. Зарубина Ю.В. Обеспечение конкурентных преимуществ на макро- и мезоуровнях экономических систем // Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. – Иркутск, БГУЭП, 2003
  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.