Психология

Оценка уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин

Исследования психофизиологических различий мужчин и женщин составляют обширную область дифференциальной психологии. Признается, что половая принадлежность оказывает значительное влияние на формирование уровня психосоциального стресса и удовлетворенности жизнью в целом. Тем не менее, эмпирических исследований в этой области до сих пор проводится крайне мало.

Исходя из этого, мы сформулировали цель нашего исследования: провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по изучению стресса, а также по изучению дифференциальной психологии мужчин и женщин (Ильин Е.П., Белый Б.И., Селье Г., Берн Ш.).

Первооткрыватель стресса Г. Селье определял стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», который назвал синдромом общей адаптации (1936), где выделяет 3 стадии:

Стадия 1: Реакция тревоги.

Стадия 2: Сопротивления или резистентности.

Стадия 3: Стадия истощения.

К числу основных, этапных теорий и моделей стресса можно отнести:

  1. Генетически-конституциональнальную теорию, суть которой сводится к тому, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств.
  2. Модель предрасположенности к стрессу основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды.
  3. Модель Вольфа. Автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы отношений, мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
  4. Перенасыщенность жизни современного человека стрессорными ситуациями повышает интерес исследователей к оценке уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
  5. В качестве основного инструмента исследования использовалась методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников (Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В.), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера.
  6. В исследовании принимали участие 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 28 до 52 лет.
  7. Результаты тестирования позволили разделить испытуемых на три группы:
  8. первая группа (35 % мужчин и 25 % женщин) – испытуемые с низким уровнем психосоциального стресса;
  9. вторая группа (45 % мужчин и 40 % женщин) – испытуемые со средним уровнем психосоциального стресса;
  10. третья группа (20 % мужчин и 35 % женщин) – испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса.
  11. Распределение возможных источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых представлено в таблице 1.
  12. Таблица 1
  13. Распределение источников психосоцильного стресса по степени выраженности у испытуемых
Источники психосоциального стресса Среднегрупповая оценка
мужчины женщины
Беспокойство о работе 4,6 3,7
Чувство нервозности 2 4,2
Напряжение от повседневной деятельности 3,3 3,6
Нервное напряжение от общения с людьми 2,2 3,4
Чувство физического и психического истощения 1,8 4,8
Нервное напряжение от смены семейных отношений 3,9 4,4
  1. Основные результаты исследования заключаются в следующем:
  2. Выявлены гендерные различия в определении выраженных источников психосоциального стресса. У мужчин выражена тенденция к «беспокойству о работе», тогда как у женщин преобладает «чувство физического и психического истощения».
  3. Выявлены значимые различия между мужской и женской выборкой (по критерию t Стьюдента) в оценке уровня психосоциального стресса.

И.В. Дрейзен, Л.Г. Малиновская

Литература:

  1. Василенко Т.Д., Никитина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.
  2. Евдокимов В.И., Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в стрессе. – СПб., 2001.
  3. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб., 2002.
  4. Ильин Е.В. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин – СПб., 2003.
  5. Селье Г. Стресс и жизнь. – М., 1979.
  6. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях // под ред. А.И. Яроцкого. – Гродно: ГрГУ, 2001.