На протяжении длительного времени неоднократно возникали дискуссии по поводу деликтного обязательства (т.е. обязательства вследствие причинения вреда), в котором субъекты гражданских правоотношений несут ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности (далее – ИПО). До сих пор это понятие толкуется неоднозначно.
Определение данному понятию дает п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3. Данный пункт под ИПО признает любую деятельность, которая создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.
Исходя из понятия ИПО как деятельности, следует заметить, что ответственность здесь наступает только в том случае, если вред возник в результате его действия (например, при движении автомобиля, работе механизма, самопроизвольном проявлении вредоносных свойств материалов веществ).
Субъектом ответственности в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации является владелец ИПО, под которым следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию ИПО в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством, в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование ИПО и т.п.). Не признается владельцем и не несет ответственности за вред перед потерпевшем лицо, управляющее ИПО в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (шофер, машинист, оператор и др.). При этом следует учитывать, что доверенность на управление автомобилем в интересах собственника на постоянной основе с выплатой денежного вознаграждения за выполненную работу является формой организации трудовых отношений.
Если собственник передает ИПО другому лицу в техническое управление без надлежащего юридического оформления (например, управление автомобилем в присутствии или с разрешения собственника производится его знакомым), то субъектом ответственности за причинение вреда является собственник транспортного средства. Если же лицо управляет транспортным средством по доверенности, то оно и несет ответственность за причиненный вред.
Владелец ИПО не может быть признан субъектом ответственности за вред, если докажет, что этот источник вышел из его обладания в результате противоправных действий других (третьих) лиц, например при угоне. В таких случаях ответственность лиц, фактически владевших ИПО, определяется по правилам ст. 1079 ГК РФ. Но ответственность может быть возложена судом и на владельца ИПО в долевом порядке в зависимости от степени вины, если она очевидна (например, по его вине не была обеспечена надлежащая охрана ИПО).
В случаях причинения вреда несколькими ИПО в результате их взаимодействия (например, столкновения) следует различать причинения вреда третьим лицам и самим владельцам этих источников. Если вред причинен третьему лицу, он возмещается владельцами ИПО, в этом случае они несут солидарную ответственность. При возложении такой ответственности подлежит учету грубая неосторожность самого потерпевшего, а также имущественное положение причинителя вреда – гражданина, если в его действиях не было умысла.
Если в результате взаимодействия ИПО их владельцы принесли вред друг другу, то необходимо исходить из общих оснований ответственности, установленных правилами ст. 1064 ГК РФ. Причинение ИПО вреда жизни и здоровью гражданина является безусловным основанием для компенсации морального вреда (ст. 1100 ГК РФ). Ответственность в этом случае несет владелец ИПО.
Законодатель также признает неправомерным причинение вреда в результате строительной деятельности, деятельности в области атомной энергетики, допуск к управлению транспортными средствами, ограничивая доступ субъектов к этим сферам, устанавливая уголовную и административную ответственность. Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения достаточны три условия: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) наличие причинной связи между ними. Лицо, осуществляющее для окружающих деятельность, связанную с повышенной опасностью, отвечает и при отсутствии вины, в том числе и за случайное причинение вреда.
Основания освобождения от ответственности владельца ИПО:
♦ если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (умысел освобождает владельца от ответственности даже тогда, когда вред причинен при наличии вины в форме неосторожности);
♦ грубая неосторожность потерпевшего и имущественное положение причинителя вреда;
♦ если докажет, что этот источник вышел из его обладания в результате противоправных действий других (третьих) лиц.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред наступает независимо от наличия вины.
А.А. Романова
Литература
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.03.2003 № 37-ФЗ (принят ГД РФ 22.12.1995).
- Уголовный кодекс РФ от 7.07.2003 № 111-ФЗ (принят ГД РФ 24.05. 1996).
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД РФ 20.12.2001).
- Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). – 4-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. коллектива и отв. ред. д.ю.н., проф. О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2004. – 924 с.