Психология

Патриотическое воспитание, его психолого-педагогические аспекты, средства и закономерности

В настоящее время особо остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Под «патриотическим воспитанием» мы понимаем систематическую и целенаправленную деятельность общества по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения таких задач, как:

  • психолого-педагогическая подготовка молодежи, помощь в самоопределении и формировании самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;
  • приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ориентирах;
  • создание условий для реализации склонностей и способностей молодежи с учетом интересов молодого поколения и потребностей общества;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;
  • воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
  • формирование и развитие потребности в духовных ценностях, в нравственно здоровом образе жизни.

Патриотическое воспитание как целостная, но, в то же время, весьма сложная социально-психологическая система включает три основных аспекта — когнитивный (знания, представления), эмотивный (отношение, чувства) и поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственные действия).

В связи с этим при работе с молодым поколением, среди многообразия внешних и внутренних условий, для формирования патриотизма необходимо учитывать следующие положения:

а)    в области когнитивного аспекта — это ориентация системы образования и воспитания, на формирование у молодежи знаний о героизме, а также культурных традициях России, о самоотверженности русского народа и государственной независимости страны, о подвигах наших патриотов- соотечественников, как в прошлом, так и в настоящее время. Необходимо применение наиболее эффективных психолого-педагогических и воспитательно-образовательных технологий для формирования у молодого поколения чувства патриотизма.

б)    в области эмотивного аспекта — формирование у студентов патриотических чувств — любовь к Родине, гордость за ее богатейшую, высоко духовную культуру и историческое прошлое, оптимистические настроения относительно перспектив развития России и творческих созидательных возможностей российского народа, так же любовь к «малой родине», к семье, к учебному заведению и т.д.

в)    в поведенческой сфере — формирование у молодежи общественно-ориентированных форм поведения, установки, готовности при выборе образа действия ориентироваться не только на свои личные интересы, но и учитывать интересы общества, государства, отстаивать и защищать их, как свои собственные. Способность действовать, руководствуясь не личностными а, общественно значимыми целями. Этому предшествует переход от знания о достоинствах и ценности объекта патриотических чувств и развития глубоко личностного, позитивного отношения к нему, к формированию патриотических убеждений как основы мировоззрения, привычки через призму этого мировоззрения воспринимать, оценивать все социальные события и реагировать на них.

По своей сущности процесс патриотического воспитания закономерно развивающийся и изменяющийся. В нем, как и в любом другом сложном явлении, функционируют и проявляются законы и закономерности различного уровня и разного порядка.

Во-первых, в процессе патриотического воспитания специфически проявляются наиболее общие законы развития и изменения природы, общества и мышления (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания-отрицания).

Во-вторых, в нем проявляются закономерности социального плана, определяющие детерминированность процесса патриотического воспитания социально-экономическим условиям жизни общества, господствующими в нем идеологии, политики, права, морали, факторами жизнедеятельности, положением в обществе того или иного государственного института, состоянием и уровнем науки и образования.

В-третьих, в процессе патриотического воспитания проявляются закономерности индивидуально-психологического плана, формирования и развития личности (целостное формирование личности гражданина-патриота, единство — деятельности и личности, единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания личности).

В-четвертых, закономерности социально-психологического характера, проявляющихся и функционирующих в конкретных явлениях общественной, коллективной и групповой жизни граждан России. Как устойчивые тенденции они проявляются в общественном (коллективном, групповом) мнении, настроении людей, в системе отношений и взаимоотношений, устоявшихся традиций, сложившихся авторитетов.

В-пятых, в процессе патриотического воспитания проявляются и действуют специфические педагогические закономерности, знание и учет которых позволяет также более эффективно управлять данным процессом.

Рассматривая специфические педагогические закономерности процесса патриотического воспитания, следует иметь в виду, что они проявляются в сфере человеческих отношений, где всегда действуют факторы объективного и субъективного, закономерного и случайного характера. Их учет на практике предполагает наличие высокого уровня общей, профессиональной, правовой и психологопедагогической культуры, профессионально-педагогического мастерства.

В процессе патриотического воспитания предусматривается использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, музеи, места бывших сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, туристские кружки, секции, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества.

Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг — друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

Организация и проведение патриотической работы предполагает использование целого комплекса методов воспитания, которые могут быть дифференцированы на следующие основные группы: методы изучения объектов и субъектов воспитания, методы воспитательных воздействий и взаимодействие, методы профилактики и перевоспитания граждан.

Средства и методы патриотического воспитания реализуются в формах воспитательной работы, которые можно представить тремя основными группами.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы учреждений образования.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большой прикладной направленностью.

Третья группа предполагает применение комплексных, комбинированных, интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании. К ней относятся такие формы, как профильный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, объединения туристско-краеведческой направленности. Учет и применение в комплексе перечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволит обеспечить качественное функционирование системы патриотического воспитания, достичь заданного уровня ее эффективности и результативности.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в настоящее время стала подчеркиваться особая актуальность переоформления содержания патриотического воспитания с учетом тенденций прогрессивного развития России. В связи с этим можно утверждать, что патриотическое воспитание — это комплексная психолого-педагогическая проблема, включающая в себя блоки: знаний и умений, базирующиеся на принципах адекватности сознания и поведения; равновесия эмоционального и рационального; любви и терпимости.

Труфанова Н.А.

Литература

  1. Ильин А. Путь духовного обновления. — Т.
  2. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): автореф. дис. канд. филос. наук.
  3. Патриотизм: вчера, сегодня, завтра // Кр. звезда.-1997. — 26.06.