Психология

Педагогические основы компетентностного управления образовательным учреждением

Необходимость модернизации управления остро ощущается на всех уровнях системы образования. В настоящее время происходит осмысление накопленного положительного опыта в ходе научных изысканий, практических наработок и поиска новых путей оптимального управления образовательными учреждениями в соответствии с концептуальной идеей грядущих преобразований.

Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических и теоретических вопросов: усиление факта динамизма и неопределенности, внедрение рыночных отношений в образовательную политику, возрастание роли государственно-общественного характера управления, принципиальная трансформация многих профессий, их глобализация и интеграция и др. В этой связи необходим поиск и внедрение новых механизмов управления образовательным учреждением, которые создадут эффективные педагогические условия в соответствии с приоритетными направлениями модернизации системы образования, а также обеспечат развитие компетенций педагогических и руководящих работников, способствуя их личностно-профессиональному росту.

Для нашего исследования значимыми являются выводы о том, что по мере развития общества наука управления совершенствовалась, а также вносилось новое содержание этого термина. В современной психолого-педагогической литературе зафиксировано не менее 350 дефиниций категории «управление». Содержание понятия неоднозначно, нет общепринятых установок.

На наш взгляд, при различных подходах к формулированию понятия «управление», все же можно выделить общие черты, предположив, что это процесс воздействия подготовленных специалистов; создание условий для эффективной деятельности; особый вид деятельности по достижению результатов; наука упорядоченных знаний в виде концепций и теорий; искусство применения данных науки в конкретной ситуации; аппарат структур и людей, обеспечивающих координацию всех ресурсов для достижения цели. Необходимо уточнить, что в современных условиях управление образованием рассматривается как управление процессом его развития.

Кроме того, нами выявлено, что в процессе развития управленческой мысли разрабатываются и исследуются различные научные подходы к управлению образовательными учреждениями: синергетический, функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный, исследовательский, программно-целевой, рефлексивный, мотивационный, комплексный, человеко-центристский, ресурсный и другие.

Все перечисленные выше подходы внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Появление новых подходов сопряжено поиском условий, обеспечивающих эффективное развитие образовательных учреждений. В связи с этим, считаем нужным подчеркнуть тот факт, что различные точки зрения исследователей и практиков на состав и содержание данных подходов явление закономерное, и обусловлено сложностью изучения самой управленческой деятельности.

В последнее время особую значимость среди ученых и практиков приобрел компетентностный подход. Необходимость аналитического рассмотрения компетентностного подхода, во-первых, по мнению И.А.Зимней, обусловлена общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализацией мировой экономики. [1,9]. Формируемый на этой основе компетентностный подход в образовании рассматривается в контексте Болонского процесса. Во-вторых, необходимость включения компетентностного подхода в систему образования определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы. В-третьих, компетентностный подход провозглашен «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» [2, 10].

Мы выяснили, что понятие «компетентностное образование» возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей и стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Competence-based education — СВЕ формировалось в Америке в 70-х годах прошлого века. Следует отметить, что проблемы компетентностного подхода были сформулированы Дж. Дьюи, представителем американского неопозитивизма.

Компетентностный подход в дальнейшем разрабатывался в Англии. Это подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а стал ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.

Нами установлено, что в государственной образовательной политике и науке создана определенная теоретическая база, сформулирован круг концептуальных идей и основных положений по вопросу компетентностного подхода.

Кроме того, проведенный нами анализ исследований по проблеме управления образовательным учреждением на основе компетентностного подхода позволил выявить ряд противоречий:

— между вызовами современного общества в профессионально компетентных руководящих кадрах и недостаточной разработанностью теоретико-концептуальных положений компетентностного управления;

  • между актуальностью внедрения новых механизмов управления образовательными учреждениями и отсутствием практической ориентации управления с учетом компетентностного подхода;
  • между стремлением сохранить единое образовательное пространство и недостаточным уровнем разработанности вопроса стандартизации образования;
  • между целесообразностью комплексно управлять личностно-профессиональным ростом педагогов и отсутствием определенных педагогических условий.

Опираясь на идеи ученых в области управления образованием и компетентностного подхода, выскажем свою позицию по определению термина «управление образовательным учреждением на основе компетентностного подхода». Управление образовательным учреждением на основе компетентностного подхода есть целенаправленная, комплексная, скоординированная деятельность, обеспечивающая создание эффективных условий для проявления профессиональной компетентности педагогическими и руководящими работниками в соответствии с индивидуальными и общественными требованиями в целях воздействия на образовательный продукт.

Под образовательным продуктом мы понимаем интегрированный и социально значимый результат педагогического труда, который имеет непосредственное или опосредованное значение и может использоваться другими. В нашем понимании образовательный продукт содержит портрет компетенций руководителя, портрет компетенций педагога, а также сложившийся педагогический коллектив и команду управленцев.

На наш взгляд управление образовательным учреждением на основе компетентностного подхода имеет свои особенности. Выделим их:

  • разработка и создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию компетентностного управления;
  • совершенствование структуры управления для обеспечения данного комплекса педагогических условий;
  • развитие системы мер по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

Именно перечисленные выше особенности управления образовательным учреждением на основе компетентностного подхода дают нам основания для заключения об его преимуществах перед другими научными подходами с учетом приоритетных направлений российского образовательной политики.

Кирдянкина С.В.

Литература

  1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, 2003.- 101 с.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. — №4 (175), февраль. — 2002.- с. 1-14.