Человек в ходе своего развития проходит через стабильные и нестабильные (критические) периоды. Возрастной кризис жизни человека – это нормальный и необходимый этап в развитии его личности. Успешность разрешения и сроки кризиса варьируются в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом.
В первой трети XX века психологи занимались изучением исключительно детского возраста, а все последующее воспринималось как монотонная однообразность (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд). Эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке, были открыты кризисы семи лет, трех лет, подростковый, первого года жизни и новорожденности. Во второй трети XX в. объектом исследования становится уже жизненный путь человека в целом (Ш. Бюллер, Р. Кеган, Д. Левинсон, Дж. Ловингер, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и др.). В середине – центральная часть этого пути – профессиональная карьера (Е.А. Климов, Д. Сьюпер, Р. Хейвигхерст, Г. Шихи и др.), а затем – и последние периоды жизни (А. Бердсайд, Э. Кюблер-Росс, Е. Петтисон и др.). Таким образом, возрастные кризисы взрослости остаются менее изученными, особенно кризис тридцати лет.
Кризис тридцати лет – это условное название, его временные рамки, по разным источникам, 28–35 лет. Этот кризис возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Это время сомнений и неудовлетворенности, когда карьерные цели и стиль жизни подвергаются пересмотру, поэтому его нередко называют кризисом смысла жизни. Это время завершения критического периода в семейной жизни, который может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода, так как этот период совпадает с серединой критического периода в жизни семьи. Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. Данный кризис в большей степени свойственен женщинам.
Женщины в силу своей природной эмоциональности и большей склонности к рефлексии (как в деятельности, так и в общении) острее, чем мужчины, переживания возрастные кризисы, и особенно – кризис тридцати лет. Так, мужчины могут изменить свою карьеру или стиль жизни, но сохраняется и приверженность к работе и карьере. Женщины же изменяют свои приоритеты, установленные в ранней взрослости (период «кухонного бунта»). Хотя некоторые ученые утверждают, что прохождение кризиса тесно связано с возрастом, ряд исследователей обнаружили, что для женщин стадии цикла семейной жизни (рождением детей, их отделение от семьи) являются более подходящим индикатором перехода, чем просто возраст.
Переходный возраст для женщин – это период расцвета женственности, период мудрости и силы, соединение зрелой чувственности и разума, что это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия. Женщина сталкивается с проблемой защиты социальных прав от воздействия чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.), так как расширяется психологическое пространство семейных отношений. Женщина должна учиться вести себя в соответствии со своей ролью, учиться контролю и самоконтролю за осуществлением своих чувств по отношению к своему ребенку и мужу. Женщина может сделать попытку изменить свое социальное положение за счет профессионального совершенствования.
Итак, в жизни женщины к 30 годам возникает проблема осознания содержания своей индивидуальности, которая связана со сменой оценки привязанностей и принятых обязательств в отношении близких людей и самой себя, а также продолжается освоение родительской роли. Решение этой проблемы приводит к обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Если же этого не происходит, то женщина погружается в мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за счет пребывания в фантомном мире собственного Я.
Цель исследования – изучить особенности переживания кризиса тридцати лет женщинами на современном этапе развития общества.
Гипотеза – степень удовлетворенности браком оказывает существенное влияние на протекание кризиса тридцати лет.
Результаты исследования
В нашем исследовании приняли участие 20 студенток-психологов заочного отделения СИПЭУ. Мы использовали вопросник Басса-Дарки, опросник Спилбергера-Ханина, опросник Рукавишникова и тест на удовлетворенность браком.
По методике Рукавишникова мы получили следующие результаты. Включенность в деятельность выше среднего – у 9 человек, на среднем уровне – у 7 человек, ниже среднего – у 4 человек. Потребность в сотрудничестве с другими людьми у большинства испытуемых ниже среднего (12 человек), выше среднего – у 4 человек, на среднем уровне – у 4 человек. Умение управлять, контролировать у большинства испытуемых выше среднего (13 человек), на среднем уровне – у 2 человек, ниже среднего – у 5 человек, причем встречается даже 0 баллов. Умение подчиняться у большинства испытуемых ниже среднего (11 человек), на среднем уровне – у 3 человек, выше среднего – у 6 человек. У большинства испытуемых эмоциональный уровень ниже среднего (13 человек), на среднем уровне – у 1 человека, выше среднего – у 6 человек. Ожидание эмоций от других у большинства испытуемых выше среднего (12 человек), на среднем уровне – у 3 человек, ниже среднего – у 5 человек.
Таким образом, по данной методике мы получили следующий среднестатистический портрет испытуемых. Очень приглаженный, почти бесконфликтный, прикрывающий свои проблемы человек, включен в деятельность на 50 %, партнеры по деятельности не обязательны, то есть люди не командные. Данную тенденцию подтверждают 10 человек, и только 2 человека являются активными и командными, 8 человек имеют примерно равные показатели.
Умение управлять выражено средне, умение подчиняться ниже на 2 балла, то есть прослеживается тенденция к лидирующей позиции и неумение принять позицию ведомого. Тенденцию к лидерству подтверждают 9 человек, и только 3 человека предпочитают принимать позицию ведомого, 8 человек имеют примерно равные показатели.
Эмоциональное состояние в среднем благополучное – накал эмоций на среднем уровне, то есть нет эмоционального выгорания, но от других людей испытуемые ждут эмоционального тепла, участия, неравнодушия в большей степени, чем сами проявляют. 10 человек подтверждают данную тенденцию, и только 3 человека свои эмоции проявляют ярче, чем воспринимают чувства других людей, 9 человек имеют примерно равные показатели.
По методике Спилбергера-Ханина мы получили следующие результаты: уровень ситуативной тревожности высокий – у 3 человек, средний – у 7 человек и ниже среднего – у 10 человек; уровень личностной тревожности высокий – у 9 человек, средний – у 13 человек и ниже среднего – у 1 человека. Причем, по обоим показателям высокий уровень тревожности – у 2 человек, средний – у 3 человек и ниже среднего – у 1 человека.
По методике Басса-Дарки индекс агрессивности в норме – у большинства испытуемых (12 человек), у 3 человека – выше нормы, у остальных – ниже нормы (5 человек); индекс враждебности в норме – у 9 человек, у остальных – выше нормы (11 человек).
Основываясь на результатах теста на удовлетворенность браком, мы разделили испытуемых на группы (благополучный брак, неблагополучный брак, переходный уровень) и на подгруппы по степени удовлетворенности — неудовлетворенности браком.
В группе «Благополучный брак» оказалось большинство испытуемых – 15 человек. У этих испытуемых ситуативная тревожность в основном ниже среднего (9 человек), и только у 6 человек – на среднем уровне. Личностная тревожность в основном на среднем уровне (9 человек), и только у 5 человек – выше среднего, 1 человек – ниже среднего. Индекс агрессивности у большинства на уровне нормы (9 человек), и только у 1 человека – выше нормы, у 5 человек – ниже нормы. Индекс враждебности в основном в норме (8 человек), и выше нормы – у 7 человек. Эти испытуемые занимают в основном лидирующую позицию (7 человек), и только 1 человек – ведомого, 7 человек имеют примерно равные показатели. Это люди некомандные (7 человек), и только 3 человека – командные, 5 человек имеют примерно равные показатели. Эмоциональный уровень большинства этих испытуемых соответствует нашему среднестатистическому портрету (7 человек), и только 2 человека эмоции проявляют ярче, 6 человек имеют примерно равные показатели.
Скорее благополучные – 4 человека. У данных испытуемых ситуативная тревожность в основном низкая, личностная тревожность у большинства средняя, у 1 человека стремится к среднему значению. Индекс агрессивности находится на уровне нормы, индекс враждебности – выше нормы. Остальные данные соответствуют определенному нами среднестатистическому портрету. Исключение в этой группе составляет 1 испытуемая, так как не соответствуют среднестатистическому портрету и отмечается высокий уровень личностной тревожности.
Благополучные – 6 человек. У этих испытуемых тревожность в основном на среднем уровне (3 человека), причем ситуативная стремится к низкому уровню, а личностная стремится к среднему уровню. Индексы агрессивности и враждебности находится в основном на уровне нормы (3 и 4 человека соответственно). Относительно портрета личности показатели средние и в основном имеют примерно равные значения. В этой группе исключение составляют 2 человека, так как у них наблюдается ярко выраженная тенденция к лидерству, причем у одной испытуемой высокие уровни тревожности и индекс агрессивности выше нормы.
Абсолютно благополучные – 5 человек. У данной подгруппы испытуемых ситуативная тревожность у большинства на низком уровне (3 человека), личностная тревожность на среднем уровне (4 человека). Индекс агрессивности у большинства находится на уровне ниже среднего (2 человека). Индекс враждебности у большинства находится на уровне нормы. Портрет личности соответствует среднестатистическому, за исключением 2 человек, так как у них наблюдается активная включенность в деятельность. Причем, одна из них человек не командный, имеет средний эмоциональный уровень и не ждет проявления эмоций от других людей. Другая же напротив нуждается в команде, имеет выраженную позицию лидера, высокий эмоциональный уровень и свои эмоции проявляет ярче, чем воспринимает чувства других людей.
В группу «Неблагополучный брак» мы поместили 4 человека. У данных испытуемых наблюдается высокая личностная тревожность, ситуативная тревожность в основном средняя, но приближается к высокому уровню. У двоих индекс агрессивности выше нормы, у двоих в норме. Индекс враждебности выше нормы (по 12 баллов), и у 1 испытуемой приближается к уровню выше нормы.
Абсолютно неблагополучные – 1 человек. Как видно по результатам исследования, это личность в целом гармоничная, но у нее высокие личностная тревожность, индекс агрессивности и враждебности.
Скорее неблагополучные – 3 человека. У данной подгруппы испытуемых наблюдается высокая личностная тревожность. У двоих из них прослеживается депрессивное состояние.
В последней группе испытуемых «Находятся на переходном уровне» оказался 1 человек. Показатели этой испытуемой в основном соответствуют показателям подгруппы «Скорее благополучные» за исключением того, что она ждет очень высокого уровня проявления эмоций от других людей.
Таким образом, мы видим, что чем выше степень удовлетворенности браком, тем ниже уровень тревожности, тем выше умение управлять и подчиняться и тем спокойнее протекает кризис.
Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1999.
- Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т., Т. 4. – М., 1984.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2.
- Детская психология: методические указания. Автор-сост. Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Пиняева С.Е., Андреев К.В. Личностное и профессиональное развитие в период профессиональной зрелости // Вопросы психологии. 1998. – № 2. С. 3–10.
- Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Часть 1. – М.: Смысл, 2004.
- Толочек В.А. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 140–149.
- Шихи Г. Возрастные кризисы (ступени личностного роста). – СПб.: Ювента, 1999.
Е.А. Трифанова