Операционная система (ОС) Linux за 13-летнюю историю своего развития проделала огромный путь от дипломного проекта хельсинкского студента Линуса Торвальдса до реального конкурента самой распространенной в компьютерном мире операционной системы. Решения на базе Linux находят все более широкое применение во всех областях информационных технологий. В связи с этим, представляется интересным рассмотреть перспективы использования Linux в учебном процессе на факультете компьютерных технологий и информационных систем.
Подготовка современных специалистов в области информационных технологий предполагает широкий спектр знаний в различных, в том числе и альтернативных, областях ИТ. Представляется возможным позиционировать обучение Linux в двух направлениях. Первое – системное администрирование, второе – прикладные решения, используемые на рабочих станциях пользователей.
Насколько будут востребованы знания специалистов, можно проиллюстрировать следующими статистическими данными. В России, по оценке независимых экспертов, доля серверных сетевых ОС распределяется следующим образом:
FreeBSD | 45 % |
Linux | 33 % |
Windows | 11 % |
Solaris | 8,5 % |
другие | 2,5 % |
Здесь так называемый UNIX/Linux-way является превалирующим.
На рабочих станциях складывается другая картина, оценить которую можно по косвенным данным, например, производителей драйверов периферийных устройств или количеству предустановленных ОС:
Windows | 91 % |
Linux | 4 % |
Mac | 4 % |
другие | 1 % |
В чем же причина такого подавляющего превосходства Windows? И настолько ли плох Linux для простого пользователя?
По результатам недавнего исследования независимой компании Relavantive, проводимых по заданию правительства ФРГ, такой разницы в предпочтениях у конечных пользователей не существует. Суть исследования – решение стандартных прикладных офисных задач различными категориями пользователей в среде Windows XP и Linux SuSE.
Учитывая, что решения на базе Linux существенно дешевле, надежней и более защищены от вирусов и хакеров, понятна заинтересованность правительств ряда стран в переводе государственных учреждений на эту операционную систему. Причем, эта проблема также затрагивает как рабочие станции банков и крупных промышленных предприятий, так и простые домашние компьютеры.
И все-таки Linux сегодня рассматривается только как альтернативная ОС для рабочих станций. Происходит это, по нашему мнению, по причине как традиционности мышления, так и отсутствия достаточного количества подготовленных специалистов. Если первое рассматривать как причину второго, то потребность в специалистах знакомых с Linux существует уже сегодня.
Вывод: Linux на рабочих станциях неизбежен, поэтому наша задача – активно включать решения на базе этой перспективной ОС в процесс обучения специалистов в области информационных технологий.
Ю.Н. Переляев