Появление в 1991 г. на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом – Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.
В августе 1991 г., после неудавшейся попытки переворота в Москве, президент России Б.Н. Ельцин стал активно высказывать свою позицию в отношении Японии. Так, в сентябре 1991 г. непосредственно после указанных событий он направляет в Японию своего представителя Р.И. Хасбулатова, через которого выразил надежду на заключение мирного договора.
В январе 1992 г. на встрече во время заседания Совета Безопасности ООН, Премьер-министр Японии Киити Миядзава беседовал с президентом Б.Н. Ельциным и высказал свое мнение, что «настало время для разрешения вопроса о северных территориях». По-видимому, это высказывание было вызвано тем, что К. Миядзава почувствовал изменение атмосферы взаимоотношений и мнение Президента России на этот счет [1].
Уже в февральском послании 1992 г. Президента РФ Б.Н. Ельцина японскому Премьер-министру К. Миядзава, говорилось, что «Россия и Япония являются потенциальными союзниками». Но по мере ухудшения политической и экономической ситуации в России после реформ и роста социального напряжения на двусторонних отношениях стали все больше сказываться прежние структурные проблемы, и, в первую очередь, территориальный спор. Этот спор затрагивал самые болезненные чувства российских граждан, особенно после распада СССР, и вопросы отделения от России территории, относившейся к ней в течение столетий. Территориальный вопрос стал серьезным препятствием на пути формирования принципиально новых отношений между двумя странами не только с японской, но и с российской стороны.
Территориальная проблема сразу же переросла свои узкие границы и стала рассматриваться в фокусе политической борьбы разных сил на политической арене России. Она стала одной из излюбленных тем нападок на правительство демократов, поводом для обвинения его в «национальном правительстве» и «продаже Родины». Дополнительным аргументом противников какого-либо компромисса с Японией стали отчетливые признаки давления западных стран на Россию в этом носящем сугубо двусторонний характер вопросе. Еще в 1991 г. президент США Джордж Буш в своем выступления в Кремле во время визита в Москву, заявил о сближении позиций с СССР по большинству проблем, а среди оставшихся нерешенными упомянул территориальный спор между Японией и Советским Союзом. А в политической декларации мюнхенской встречи «Большой семерки» от 6 июля 1992 г. впервые была выражена заинтересованность участников совещания в решении территориального спора.
Российский МИД пытался преодолеть конфронтационную тенденцию, но его влияние на российского президента было недостаточным. В результате, планировавшийся на начало сентября 1992 г. визит Б.Н. Ельцина в Японию был отменен за четыре дня до назначенного срока, и президент РФ объявил о переносе этого мероприятия. Это связанно с тем, что силы внутри России, выступавшие против визита, предоставили президенту искаженную информацию [2].
Через несколько месяцев, в июне 1993 г. Б.Н. Ельцин прибыл в Японию, будучи приглашенным на совещание высших руководителей семи ведущих стран («Большая семерка»), которое состоялось в Токио. Тогда в аэропорту Ханэда он признал, что причина того, что его визит в Японию, который должен был состояться в предыдущем году, был перенесен на другой срок, заключалась в позиции российской стороны, и сделал заявление, в котором выразил на этот счет сожаление. И когда три месяца спустя, президент России прибыл с официальным визитом в Японию, он выступил с извинением за интернирование японцев в Сибири. Благодаря этому поступку японский народ резко изменил свое отношение к президенту РФ Б.Н. Ельцину в лучшую сторону [3].
Главным результатом визита Б.Н. Ельцина в Токио стало подписание декларации, которая подтвердила все результаты, достигнутые во время визита М.С. Горбачева в Токио в апреле 1991 г. Напомним, что по результатам этого визита было сделано заявление, в котором признавалось существование территориальной проблемы, подчеркивалась необходимость решения этого спора как условие заключения мирного договора. Впервые были названы все спорные острова, был введен режим их безвизового посещения, то есть, фактически был признан особый статус этих островов для обеих сторон. Также Токийская декларация подтверждала действие всех двусторонних договоров и соглашений, заключенных между СССР и Японией. В частности, к ним можно отнести Декларацию о перспективе торгово-экономических и научно-технических отношений, межправительственные соглашения в области освоения и использования космического пространства в мирных целях, меморандумы о Российско-Японских межправительственных консультациях, о более эффективном развитии сотрудничества в области безопасности атомной энергии и целый ряд других документов.
В частности в Токийской декларации говорилось о том, что: «Президент РФ и Премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних соглашениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросам о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашались в том, что следует продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанных вопросов, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а так же принципов законности и справедливости. И таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи Правительство РФ и Правительство Японии подтверждают, что РФ является государством – продолжателем СССР, и что все договоры и другие международные договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между Японией и Российской Федерацией.
<…> Правительство РФ и Правительство Японии соглашаются предпринять ряд шагов в целях углубления взаимопонимания, прежде всего в плане дальнейшего совершенствования проведения взаимных поездок постоянных жителей упомянутых выше островов и жителей Японии, которые осуществляются в рамках установленных на основе договоренности между двумя сторонами процедуры» [4].
В декларации было зафиксировано намерение сторон расширять политический диалог, прежде всего на высшем уровне, углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие по проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона, включая аспект обеспечения безопасности, активизировать вклад обеих сторон в усилиях ООН по урегулированию глобальных и региональных проблем и в повышение авторитета Организации.
Так же в Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка. При этом провозглашалась приверженность обеих сторон универсальным ценностям свободы, демократии, верховенства права и уважения, основных прав человека, подчеркивалось единое понимание ими важности для всего мира успеха рыночных реформ в России необходимость ее интеграции в мировое сообщество [5].
Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации Российско-Японских отношений по многим направлениям. В этих условиях претерпела определенную трансформацию и политика Японии в вопросе о территориальном размежевании с Россией. Продолжая считать этот вопрос, центральной политической проблемой Российско-Японских отношений и не отказываясь от претензий на острова Итуруп, Кунашир, и Малую Курильскую гряду, японское руководство отошло от прежней жесткой увязки в отношении России с прогрессом в решении территориальной проблемы. То есть оно стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предлагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по заключению мирного договора.
Е. Ивашко
Литература
- Галузин М. Наши дела с Японией // «Междунар. Жизнь». – – № 3. – С. 90.
- Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией. – М.: Материк, 2000. – С. 114.
- Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией. – М.: Материк, 2000. – С. 111.
- Жуков А.Е. История Японии. 1868–1998 гг. – Т. 2. – М.: Ин-т востоковедения РАН. – С. 669.
- Галузин М. Наши дела с Японией // «Междунар. Жизнь». – 2000. – № 3. – С. 91.