Тема: Подростковый возраст, его проблемы, кризисные проявления
Страницы: 69
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1, говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., — накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство»2.
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности.
Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по большей части теми же сверстниками. Сегодня, когда в России проявляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в обществе потребителя, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Но в современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная, и современный подросток в большей мере попадает под внушающее воздействие побуждающей рекламы. В этом возрасте уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Все теперь освещается проекцией рефлексии, прежде всего, самые близкие: дом, семья.
Актуальность темы: Поэтому формирование личности в подростковом возрасте играет очень важную роль в дальнейшей жизнедеятельности человека.
Таким образом, целью данной курсовой работы является выявление проблем и кризисных проявлений формирования личности в подростковом возрасте.
Задачи курсового исследования:
— изучить и проанализировать литературу по данной теме;
— исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;
— обозначить проблемы и кризисные проявления подросткового возраста;
— выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.
Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста.
Предметом выступают условия, способствующие преодолению и решению кризисных проявлений в подростковом возрасте.
Гипотеза: Процесс решения проблем подростков происходит посредством социализации их личности в обществе.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования личности в подростковом возрасте……..…25
1.1. Подростковый возраст и его проблемы………………………….………………34
1.2. Формирование самосознания и самооценки подростков………………..……..38
1.3. Формирование чувства взрослости у подростков………………..……………42
1.4. Социализация подростков и ее институты……………………………..………45
Глава 2. Исследование личностных особенностей подростков………..………….54
2.1. База и методы исследования личностных особенностей подростков……..…54
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………