Социально-экономические науки

Политический менеджмент как новый вид профессиональной деятельности

Управление — это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач.

Политический менеджмент — это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать обще обязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации. Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать такие задачи как: укрепление авторитета государственного или политического деятеля; создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта; формирование электоральных предпочтений населения; организация политических союзов, блоков; влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах; оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения; мобилизация масс для политической поддержки. Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается за полномочиями: не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Он должен не принуждать, а побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе. Он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д.

В соответствии с решаемыми задачами можно выделить следующие виды политического менеджмента: 1 Имиджмейкинг, или создание имиджа, образа государственного, политического, партийного деятеля, привлекательного для широких масс. 2 Корпоративный политический имиджмейкинг, или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии. 3 Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании. 4 Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов. 5 Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе. 6 Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Решение задач в рамках каждого вида политического менеджмента требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.

Такое функциональное разделение труда особенно характерно для всех видов политического менеджмента. В его основе лежит сложность решаемых субъектом управления задач.

Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента: 1 Аналитическое обеспечение политических кампаний. 2 Политическая реклама. 3 Политический PR как информационное обеспечение политических кампаний. 4 Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения. 5 Спич райдинг, или написание текстов выступлений для политика. 6 Организация и проведение массовых политических акций. Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые професеии-ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.

«Политический менеджмент» является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни. Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных государственных, политических или общественных организационных структур для реализации их миссии, но также принимать социально значимые решения и реализовывать их так, чтобы это не разрушало, а помогало жизнедеятельности всего общества или его отдельных сообществ.

В современной российской общественно-политической практике профессиональной политической деятельностью занимаются следующие категории лиц: те, кто занимается непосредственным исполнением полномочий органов государственной власти федерального уровня, субъектов РФ; не находящиеся на государственной службе депутаты законодательных органов власти различного уровня; члены Совета Федерации, Федерального Собрания; члены политических партий, движений и т.п.

Профессионализм политического менеджера — одно из главных условий эффективного функционирования и развития различных организаций и политической системы в целом. Профессионализм политического менеджера — это достаточный дая творческого решения задач управления уровня развитости профессиональной культуры и самосознания.

Эффективность политического менеджмента основывается на продуктивности деятельности самых разнообразных государственных, частных, совместных и иных организаций и учреждений, которая определяется конкурентоспособностью их непосредственных руководителей и всего управленческого персонала. Конкурентоспособность означает владение теорией и методологией менеджмента, интеграцию собственных знаний, умений, навыков и подходов в своей управленческой деятельности, сформированность воли, характера, менталитета и творческого инновационного стиля. Таким образом, конкурентоспособность политического менеджера — это прежде всего способность к постоянному самосовершенствованию, на основе которого формируется высокий уровень профессиональной компетентности.

Для превращения политического менеджмента в профессию необходимо было, чтобы социальная потребность в специалистах подобного рода совпадала с «эмпирической революцией» в социально-политических науках. Иными словами, необходимо было, во-первых, чтобы появились политики, государственные деятели, осознавшие значимость политического менеджмента и готовые оплачивать услуги профессионалов в этой области, а во-вторых, чтобы наука могла вооружить политических менеджеров специальными знаниями, эмпирическими методами.

Устойчивый интерес политиков к специалистам в области рекламы, их забота о своем имидже привели к появлению среди профессионалов, работающих в рекламном, консалтинговом бизнесе людей, специализирующихся на решении политических проблем. В результате в 1968г. В Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. Кроме того, стали открываться агентства, которые специализировались на оказании услуг политическим партиям и отдельным кандидатам. Данный процесс стал актуальным для России лишь с распадом СССР, когда с переходом к многопартийной демократической системе выборность органов власти вызвала к жизни востребованность профессионалов в области политического менеджмента. В настоящее время на российском политическом рынке действуют несколько политических консультационных фирм, оказывающих различные услуги действующим политикам. Среди них такие как: Центр политических технологий под руководством И. Бунина; Фонд эффективной политики под руководством Г. Павловского; фонд «Полтика», руководителем которого является В. Никонов, и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая жизнь ХХ1в. ознаменовалась появлением, становлением новой профессии — профессиональных политических менеджеров, обладающих специальными знаниями, умениями и навыками решения задач, направленных на повышение авторитета государственных политических деятелей, на формирование в общественном мнении позитивного образа политических организаций.

Пустоварин И.Л.

Литература

  1. Мухаев Р.Т. Политология, — М.,
  2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии, — М.,
  3. Ильясов Ф. Политический маркетинг искусство и наука побеждать на выборах, — М.,
  4. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент, — М., 20
  5. Понеделков А.В., Самыгин С.И., Старостин А.М., Верещагина А.В. Основы политологии, — М.,