Курсовые работы по психологии

Полоролевая идентификация детей воспитывающихся в детских домах

Тема: Полоролевая идентификация детей воспитывающихся в детских домах

Страницы: 29

Детский возраст оказывает решающее влияние на развитие и закрепление чувства ролевой идентичности. Семья формирует образ полоролевого самовосприятия, задавая поведение через отношения родителей и детей, что способствует становлению у детей эталонов маскулинности и феминности, а также адекватному восприятию представителей противоположного пола.
В реалиях современного общества данная проблема принимает углубленный и искаженный характер. Связана она с тем, что сегодня большое количество детей воспитывается в детских домах и других подобных структурах. А это означает, что они полноценно не проходят все этапы социализации по сравнению с детьми находящимися в семьях и соответственно процесс полоролевой идентификации проходит у них на качественно другом уровне.
Изучая психологический характер половой идентификации детей из семей, различными исследованиями было выявлено и подтверждено статистически, что например мальчики из полных семей более маскулинны, чем их сверстники, проживающие в не полных семьях или воспитываемые в детских домах. Определяя, на какие социальные роли ориентируются дети в ходе становления полоролевого самосознания, сравнивали уровень их идентификации с родителями, взрослыми и сверстниками обоего пола. Дети из полных семей идентифицируют себя со сверстниками своего пола, тогда как дети воспитывающихся в детских домах в большей мере ориентированы на феминные категории.
Рассматривая самоотношение по фактору силы и сопоставляя эти показатели с уровнем маскулинности, выявлено, что при общей для всех детей мужской ориентации мальчики из полных семей более маскулинны, чем их сверстники. А из неполных семей более маскулинны, чем представители из детских домов. Мальчики из неполных семей адаптированы к социальным ожиданиям и сознательно гипертрофируют собственную маскулинность. У детей же из детских домов возможны противоречия между личностным пониманием своей половой идентичности и общественными запросами.

Выбранная тема актуальна тем, что в последнее время в педагогике становится востребованной идея освобождения воспитания от государственной идеологии. Целью воспитания становится формирование всесторонне и гармонически развитой личности, создание необходимых условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности, развитие индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. В современном российском обществе одной из актуальных задач воспитания является развитие мужской/женской индивидуальности. Решение данной задачи осуществляется в процессе полоролевого воспитания детей, различные подходы к которому разрабатывались в отечественной психологии и педагогике (И.С. Кон, Д.Н. Исаев, Я.Л. Коломинский, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, В.С. Агеев, Т.А. Репина, А.Г. Хрипкова, Л.И. Столярчук и др.).
В концепции полоролевого воспитания, базирующейся на междисциплинарном (И.С. Кон) и ролевом (А.В. Мудрик) подходах, определены цели и задачи, содержание и методика полоролевого воспитания с учетом особенностей детей (Л.И. Столярчук). Согласно данной концепции полоролевое воспитание нацелено на развитие у детей способностей к реализации полоролевого репертуара, на овладение умениями и навыками соответствующего поведения, становления мужской/женской индивидуальности, воспитание культуры взаимоотношений полов.
Целью данной работы было выбрано изучение особенностей становления полоролевой идентификации детей находящихся на воспитании в детских домах.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть понятие полоролевой идентификации;
2. Рассмотреть ее современные подходы ;
3. Рассмотреть особенности полоролевой идентификации детей воспитывающихся в детских домах;
4. Определить условия возникновении особенностей;
5. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: полоролевая идентификация детей из детских домов.
Предмет исследования: влияние процесса воспитания в детских домах на формирование полоролевой идетинфикации.
В данной теоретической работе имеется 2 главы, где были изучены научные работы таких авторов как И.С. Кон, Д.Н. Исаев, Я.Л. Коломинский, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, В.С. Агеев, Т.А. Репина, А.Г. Хрипкова, Л.И. Столярчук.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Полоролевое самосознание
как объект психологического изучения 6
1.1. Современные подходы к пониманию полоролевой идентификации. 6
Глава 2. Полоролевая идентификация детей
воспитывающихся в детских домах 9
2.1. Особенности социального развития ребенка сироты 9
2.2.Цели и задачи воспитательной деятельности в детских домах 12
2.2. Педагоги и воспитанники в процессе формирования межполового воспитания 18
Заключение 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27