Многие люди не раз задумывались, что же такое интуиция. Она не раз спасала их из самых тяжелых ситуаций, кто-то при этом испытывал ощущения Де Жавью, кто-то прислушался к своим снам, а кто-то просто ощутил, что нужно сделать по-другому. Но среди нас есть и такие люди, чья сверх — интуиция является чудом и называется ясновидением. В чем же особенность этого феномена и как они могут предвидеть то, что еще не произошло? Вопрос конечно не разрешенный, но исходя из всех данных психологии, можно уже сейчас строить предположения о широких возможностях мозга ближе к научной точке зрения.
Давайте рассмотрим порядок работы простой человеческой интуиции и снов. Человек за день проживает сознательную жизнь, насыщенную событиями, явлениями и постоянно окружен движущимся миром. Но все что происходит вокруг, незначительное, сознание не берет в расчет, не замечает. Его основная задача руководствоваться жизненным планом (Цели, интересы и т.д.) и строительством личности. Тут так же важное место имеет наше бессознательное, как полагается туда сбрасывается все, что мы не заметили и отсеяли своим сознанием. Но если взглянуть иначе, человек за день при помощи своего бессознательного собирает практически всю информацию, что его окружает, от мельчайших подробностей, даже того, что и не нужно нашей личности и сознанию. Упавший лист, поведение насекомых, движение и мимика случайных прохожих, и так же все то, что происходит непосредственно с самим сознанием и его близким окружением, плюс все события, явления, детали окружающие личность. Таким образом, в бессознательном за день скапливаются многомиллионные тома информации, где долго им храниться не приходиться там же происходит сверх скоростной анализ всех полученных данных, информация начинает связываться с друг другом в одну общую картину, более значимые, которые требуют тщательной обработки мы видим в наших снах. К примеру, трещина на спинке стула секретарши, разлитый кофе секретаршей, небольшой беспорядок бумаг на столе, предстоящий отчет и др. данные по секретарю. Вызовут примерно такую картину: вещий сон о провале на этом самом отчете. И потом все так и случиться, если сознание не внесет коррективы. Зигмунд Фрейд приводит пример аналитической работы со снами, сам пример объясняет работу бессознательного:
Теперь посмотрим, к каким результатам приводит использование изложенного метода при исследовании сновидений. Для этого пригоден любой пример. Однако по определенным мотивам я возьму свое собственное сновидение, краткое по содержанию и в воспоминании представляющееся мне неясным и бессмысленным; содержание его, записанное мною немедленно по пробуждении, следующее:
«Общество за столом или табльдотом (общий обеденный стол по общему меню в пансионатах, в гостиницах, на курортах)… Едят шпинат… Г-жа Е. А. сидит рядом со мною, вся повернувшись ко мне, и дружески кладет руку мне на колено. Я, отстраняясь, удаляю ее руку. Тогда она говорит: «А у вас всегда были такие красивые глаза…» После этого я неясно различаю как бы два глаза на рисунке или как бы контур стеклышка от очков…» Это = = все сновидение или по крайней мере все, что я могу о нем вспомнить. Оно кажется мне неясным и бессмысленным, а больше всего странным. Г-жа = = Е. Л. = = женщина, с которой я был просто знаком и, насколько я сознаю, близких отношений никогда не желал; я уже давно не видел ее и не думаю, чтобы в последние дни о ней шла речь. Сновидение мое не сопровождалось никакими эмоциями; размышление о нем не делает мне его более понятным.
Теперь я без определенного намерения и без всякой критики буду отмечать приходящие мне в голову мысли, выплывающие при самонаблюдении; для этого полезно разложить сновидение на элементы и отыскивать примыкающие к каждому из них мысли.
Общество за столом или табльдотом. С этим связывается воспоминание о небольшом переживании, имевшем место вчера вечером. Я ушел из маленького общества в сопровождении друга, который предложил взять карету и отвезти меня домой. “Я, = = сказал он, = = предпочитаю карету с таксометром; это так занимательно: всегда имеешь перед собой что-то, на что можно глядеть». Когда мы сели в карету и кучер устанавливал таксометр, так что стали видны первые шестьдесят геллеров, я продолжил его шутку: «Мы только сели и уже должны ему шестьдесят геллеров». Карета с таксометром напоминает мне всегда табльдот; она делает меня скупым и эгоистичным, ибо непрестанно говорит о моем долге; мне все кажется, что долг слишком быстро растет, и я опасаюсь, как бы мне не хватило денег, подобно тому, как за табльдотом я не могу отделаться от смешного опасения, будто я получу слишком мало, если не буду заботиться о своей выгоде. В отдаленной связи с этим я продекламировал: «Вы сами жизнь даете нам; бедного вы делаете должником».
Другая возникшая у меня мысль по поводу табльдота: несколько недель тому назад за общим столом в гостинице одного тирольского горного курорта я сердился на свою жену за то, что она, по моему мнению, была недостаточно официальна с некоторыми соседями, с которыми я не хотел иметь ничего общего. Я просил ее интересоваться больше мною, чем посторонними. Это = = все равно, как будто меня обошли за табльдотом. Теперь мне приходит в голову противоположность между поведением моей жены за столом и поведением в моем сновидении г-жи Е. Л., которая вся повернулась ко мне.
Далее: я замечаю, что сновидение является воспроизведением небольшой сцены, происшедшей между мной и моей женой еще до женитьбы, во время моего ухаживания за ней. Нежное пожатие руки под скатертью послужило ответом на мое письмо с серьезным предложением. Но в сновидении жена моя замещена чуждой мне г-жой Е. Л.
Г-жа Е. Л. = = дочь одного господина, которому я был должен. Не могу при этом не заметить, что здесь обнаруживается неожиданная связь между элементами сновидения и приходящими мне в голову мыслями. Если следовать за цепью ассоциаций, которые вытекают из какого-либо элемента содержания сновидения, то можно скоро прийти к другому элементу этого же содержания. Мысли, приходящие в голову по поводу сновидения, восстанавливают те связи, которые в самом сновидении не видны.
Когда кто-либо полагает, что другие станут заботиться о нем без всякой пользы для себя, разве не предполагают обыкновенно задать такому простаку иронический вопрос: «Что же вы думаете, что, то или иное делается ради ваших прекрасных глаз ?» С этой точки зрения слова г-жи Е. Л. в сновидении = = «у вас всегда были такие прекрасные глаза» = = означают не что иное, как = = «люди вам всегда оказывали услуги; вы все даром получали». Конечно, в действительности всегда было, наоборот: за все то хорошее, что мне делали другие, я платил дорого; но, по-видимому, на меня все-таки произвело впечатление то обстоятельство, что мне вчера даром досталась карета, в которой мой друг отвез меня домой.
Кроме этого, приятель, у которого мы вчера были в гостях, часто заставлял меня оставаться перед ним в долгу; лишь недавно я не воспользовался случаем отплатить ему. Между прочим, у него имеется единственный подарок от меня = = античная чаша с нарисованными по краям ее глазами для защиты от «дурного глаза». Кстати, приятель этот = = глазной врач; в этот же вечер я спрашивал его о пациентке, которую направил к нему для подбора очков.
Я замечаю, что почти все отрывки сновидения приведены в новую связь. Однако вполне естественно было бы спросить, почему в сновидении на столе фигурирует именно шпинат? Дело в том, что шпинат напоминает мне маленькую сцену, происшедшую недавно за нашим семейным столом, когда мой ребенок = = как раз тот, у которого действительно красивые глаза, = = отказывался есть шпинат. В детстве я точно так же вел себя: шпинат долгое время был мне противен, пока мой вкус не изменился и зелень эта сделалась моим любимым блюдом; воспоминание о последнем сближает, следовательно, мои вкусы в детстве с вкусами моего ребенка. «Будь доволен, что у тебя есть шпинат, = = сказала мать маленькому гурману, = = есть дети, которые были бы очень рады и этому кушанью». Это течение мыслей напоминает мне об обязанностях родителей по отношению к детям, и в этой связи слова Гете: «Вы сами жизнь даете нам; бедного вы делаете должником» = = приобретают новый смысл.
Из приведенного примера видно, как происходит работа бессознательного. Далее сам Зигмунд Фрейд признается, что упустил часть сна и выводы, которые он сделал, т. к. это связано с личными тайнами и с теми фактами, о которых он неохотно признается сам себе.
Часть информации удобно сжимается в один символ, образ, возникающий в мыслях или присутствующий во снах, о которых упоминает Зигмунд Фрейд, как о порождении подсознательных: желаний, страхов, то, что непосредственно важно для личности. Сам сон это отключение работающего сознания и в этот момент мы можем наблюдать за аналитической работой нашего бессознательного. Также о картине мира, упоминается в НЛП теории, где мир индивидуума представлен в виде карты, с хранящейся в нем, всей собираемой информации. Иногда мы случайно встречаемся с анализом какой- либо ситуации в нашем бессознательном, и в сознании это выглядит так — «это я, где то уже видел» (Де Жавью), т. е мы действуем с уже выстроенным планом анализа всех данных и осознание этого вызывает Де Жавью.
Часто не надо обладать интуицией, а только, как говорят, хорошим аналитическим мышлением, чтобы спрогнозировать какое либо событие. Психология постоянно пользуются малой частью того анализа, что находиться в бессознательном. К примеру, метод генограмм опытный психолог построив схему взаимоотношения в семьях, может предсказать отношения двух супругов, что очень удивит человека несведущего в вопросах психологии. Часто для пациента психолога, кажется, чудом, что психолог с меньшей информативностью о нем, выдает информацию о жизни пациента и о том, что скрывалось от других. Бессознательному это строить не надо, все уже заложено в той информации, что была собрана и человек с развитой интуицией может точно сказать, что эта пара не будит жить в мире или наоборот и интуитивно, рассказать некоторые детали о жизни человека.
С самого рождения человек, не имеет оформленного сознания, первым выступает собирание данных о мире, о себе, что в последствии, когда формируется осознанность, часть сбора всей информации и анализ становится нашим бессознательным. И в течение жизни этот процесс не угасает. С ростом и развитием вся собранная информация представляет собой большое поле, ареол, где находится данный индивидуум. В базе собранной информации хранятся образы и символы природы, мест, людей, предков, истории, архетипы. О коллективном бессознательном упоминает К. Г. Юнг, что там находится вся информация о жизни не одного поколения и что в коллективном бессознательном мы все черпаем информацию. Информация при изменениях ситуации корректируется и проходит анализ, отражаясь во снах, поведении, мыслях. Каждое поле индивидуума контактирует с другими, где происходит обмен данными, не заметный для сознания, но при этом человек может придумать сочинить, создать, что то похожее с другим человеком на другом конце планеты, совпасть мысли с вашим собеседником или понимание друг друга без слов. Как говорят эти люди на одной волне, утверждение, верно, относительно полей бессознательного, если они занимаются одним и тем же делом их поля содержат идентичную информацию, где и анализ проходит почти одинаковый.
Но вот почему некоторые могут пользоваться интуицией, а кто-то постоянно страдает оттого, что не может предвидеть события? Тут играет важную роль связь сознания с набором обработанной информации. Некоторые люди сознательно игнорируют уже явные предупреждения, и это так же зависит от содержимого бессознательного насколько оно приятно сознанию, Не каждый согласиться видеть свои провалы, унижения и т.п. Он просто отгородиться от них психологическими щитами и сознание будет твердо игнорировать бессознательное. При этом сны будут замещать анализ, продолжением того, что не случилось в реальности, чтобы как-нибудь компенсировать возникшую проблему и принести удовлетворение. Вследствие чего поле будет заужено и не будит вбирать лишнюю информацию, чтобы не перезагружать анализ того, что уже является проблемами. Вследствие зацикливания анализа бессознательного, вокруг какого либо образа и упорства сознания в преодолении внутренних проблем, могут возникнуть навязчивые идеи из за того, что сознание не может интерпретировать символ, образ. Поэтому нестыковка сознания и бессознательного может привести к многим серьезным проблемам.
Из всего сказанного можно рассмотреть работу сверх интуиции — ясновидения, как сверх анализ в бессознательном человека у которого проблемы личности сведены к минимуму. Человек тесно связанный с бессознательным, избавившийся от своих страхов, которые хранятся там же, может свободно обращаться к искомым данным и видеть информацию по связям полей, откуда он может узнать все что угодно о любом индивидууме, событии и т.п. Обычно в чистом виде это встречается крайне редко, но в нашем современном обществе мы все чаще встречаем людей способных удивить нас своими предсказаниями, которые, по сути, можно назвать высшей психологической деятельностью нашего мозга в его работе с окружающим миром. Любой тест на проявление ясновидения другим, уже несет в себе бессознательную информацию, в голосе, манере говорить, движениях, расставленных предметах, окружении и других незначительных деталях для нашего сознания, но важных в анализе бессознательного. Часто ясновидящий дающий информацию несет посыл вашему бессознательному, как дополнить пробелы в решении каких либо задач и т.к. он руководствуется данными сверх анализа, то это не составляет труда внести свои коррективы в вашу жизнь. Это также успешно применятся в НЛП практике.
Можно сделать вывод, что наша судьба это выстроенная бессознательным — проанализированная программа, корректирующаяся при резких изменениях в жизненных ситуациях и что есть люди способные обращаться к своему сверх анализу и видеть эту программу в более близком рассмотрении. Данная гипотеза может так же объяснить феномен магии, другие феномены, связанные с полями бессознательного и с непрерывным сверх анализом мира.
Новиньков И.В
Литература
- Юнг К.-Г. Психология бессознательного. С. 103-114, 240-244, 246-249.
- Зигмунд Фрейд «Психология бессознательного» Серия «Psychology”
- Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев, 1994.
- Розин В.М. Психология: теория и практика. Форум-Инфра-М 1998.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: — Ренессанс, 199 — 304 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Просвещение, 1975.
- Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Ссылка — http://www.soblaznenie.ru/lib/ DConnorDSeimorNLP.php
- Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений» Серия “Гиганты мысли».