Социально-экономические науки

Повышение экологической культуры студентов вуза через преподавание курса «Экологическое право»

В настоящее время неоспоримым является факт необходимости и востребованности всесторонне развитой личности.

Имея определенную как теоретическую, так и практическую базу, а также навыки работы в какой- либо сфере, выпускник высшего заведения обязательно найдет своего работодателя. Но все чаще при поступлении на работу требуется владение не только определенными навыками, но и наличие культуры: не случайно предлагается пройти тестирование, по результатам которого и определится необходимый данной организации работник.

Следовательно, перед высшими учебными заведениями (ВУЗ) не менее остро, чем раньше, звучит вопрос повышения культуры студентов.

Безусловно, пути решения данной задачи могут быть различны, мы же предлагаем обратить особое внимание на экологическое воспитание, как основной фактор повышения экологической культуры студентов ВУЗа.

В настоящее время постоянно совершенствуется правовая база в сфере экологического права. Но, тем не менее, чрезвычайно мало разработок, касающихся методологических основ преподавания данной дисциплины.

Совершенно очевидно, что курс экологического права, проводимый в ВУЗе, должен ориентировать студентов на правомерные действия в области охраны окружающей среды. Именно посредством и через осознание ответственности создается педагогическая ситуация, благодаря которой студентам легче освоить материал дисциплины.

Кроме этого, перед преподавателем экологического права стоит задача повысить уровень экологической культуры студентов.

Предлагаемое проведение занятий по экологическому праву основано на ряде основных факторов:

♦ перед проведением курса лекций необходимо обязательно провести тестирование студентов, касаемо их экологической грамотности и степени осведомленности в экологических проблемах как по региону, так и во всем мире. Данное тестирование предполагаем провести с помощью компьютерных программ, так как это не только облегчает систематизацию сведений, но и является более простым и быстрым способом сбора информации по интересующей тематике

  • на основе полученных сведений об уровне подготовки учащихся следует сделать акцент на информации, касающейся недостающих знаний и их систематизации. Здесь очень важно на основе межпредметных связей с другими естественными (химия, география, биология), социальными (ОБЖ, социология) и гуманитарными науками (история, юриспруденция) показать студентам взаимосвязь протекающих в природе процессов, представить хрупкость данных взаимодействий, объяснить некоторые экологические законы, а также указать на меру ответственности граждан, в случае нарушения экологического законодательства
  • проведение лекционных занятий по экологическому праву обязательно должны включать информацию по проблемам загрязнения окружающей среды, основанную на информации по экологии человека, которые раскрывают сущность проблем в отношении здоровья населения городов, показать причины, их повлекшие и пути выхода из сложившейся ситуации

« занятия по экологическому праву обязательно должны включать в себя видео-материал, подобранный отдельно к каждой теме. Здесь, усиливая мотивационную базу, мы смогли бы акцентировать внимание на индивидуальной ответственности каждого гражданина перед государством.

  • по окончании курса лекций следует провести повторное тестирование студентов, целью которого будет выявление уровня знаний, полученных в данном курсе экологического права, это позволит сделать акцент на не выданном материале при последующей работе со студентами

Специалисты отмечают и то, что кроме занятий на уроках большую роль в формировании экологической культуры играют и внеурочные часы, проведенные вне стен учебного заведения: невозможно говорить о природных процессах, оперируя только представлениями студента, не дав ему возможность самому увидеть все их разнообразие и величие [1,2, 3,4, 5].

Нам представляется необходимым проведение таких мероприятий в рамках кураторства. Здесь возможны однодневные походы в лес, посещение музея природы и нерпинария в п.Листвянка, и т.д. Такая работа со студентами расширяет кругозор студентов по основным экологическим проблемам, а также формирует экологическую культуру учащихся.

Поход в лес — это еще и прекрасная возможность отдохнуть на природе: свежий воздух; красивейшая природа нашего региона; обстановка в группе, способствующая эмоциональному раскрытию личности; а главное, незабываемые песни у костра под гитару.

Мы предполагаем, что эмоциональный заряд, полученный в данной обстановке, будет иметь только положительную сторону, знакомя обучаемых не только с экологически грамотным поведением на природе, но и насыщая нравственно, развивая коммуникативные качества студентов.

Следовательно, такая дисциплина, как экологическое право, преподаваемая в ВВУЗе, несет большой груз ответственности в целом перед обществом, так как должна формировать индивидуальные качества личности, направляя и ориентируя подрастающее поколение на экоантропоцентрическое поведение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не возможно представить формирование экологической культуры человека без постепенного наращивания знаний и включения человека в общее дело сохранения природы.

Через проведение учебной и внеучебной работы со студентами, мы не только повысим мотивацию учащихся к изучению дисциплины «Экологическое право», но и будем способствовать формированию экологической культуры студентов, Кроме того, окажем положительное влияние на процессы социализации обучаемых.

Именно такая схема проведения занятий является наиболее оптимальной для формирования экологически грамотного человека, имеющего представление не только о законодательной базе в сфере экологии, но и человека, обладающего определенной культурой, соблюдающего этические нормы поведения в природе.

Ильясова И.С.

Литература

  1. Герцволф Ю.Р. Тропой природныхдостопримечательностей: Методические рекомендации. Ю.Р. Герцволф, А.Б. Тингусов и др. — Новосибирск, 1994.-83стр
  2. Опыт проведения летних экологических школ и лагерей: Сборник / Под ред. В.Н. Георгиева. — Н.Новгород: Изд-во Ю.А.Николаева, 2000. — 92 с.
  3. Непрерывное экологическое образование: Программно — методические материалы. — Братск: МП «Братская городская типография», — 204 с.
  4. Экологическое образование: Материалы Междун. семинара, (Иркутск, 18-20 окт. 1999 г.). — Иркутск: ИГПУ, 1999. — 109 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1999. — 533с.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. для студ. пед. уч. завед. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 480 с.