В середине 80-х годов XX в. Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества, включая политико-правовую систему государства.
В ст. 1 Конституции РФ в качестве основ конституционного строя закреплено, что РФ есть демократическое государство. В связи с этим одним из актуальных вопросов является конституционно-правовое регулирование статуса политических партий, т.к. демократический государственный режим предполагает широкое непосредственное участие народа в управлении делами государства. Более того, без политических партий невозможно обеспечение демократий как таковой, ибо свобода деятельности политических партий – залог демократии.
Данный институт известен в России с конца XIX века. С этого периода партии стали фактором политической жизни России – особенно сильнейший толчок к их формированию и консолидации дала буржуазная революция 1905 года. Современная модель конституционно-правового регулирования данного института характеризуется следующими особенностями.
Ст. 30 Конституции РФ закрепляет одно из важнейших политических прав человека на объединение, что позволяет ему принимать участие в управлении делами государства. Однако в целях активной политической деятельности вовлечения непосредственно в решение государственных проблем, формирование институтов власти, создаются политические партии. В России статус и деятельность политических партий регулируются Федеральным Законом «О политических партиях», принятым 11 июля 2001 года и действующим в редакции с 8 декабря 2003 года.
Правовая дефиниция, содержащаяся в п. 1 ст. 3 ФЗ «О политических партиях» закрепляет, что политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Как видно из определения, организация может называться политической партией, если она обладает следующими признаками. Во-первых, представляет собой объединение граждан государства, достигших совершеннолетия, пользующихся политическими и гражданскими правами; во-вторых, является устойчивой добровольной организацией, объединяющей членов на длительной или постоянной основе; в-третьих, партия объединяет на базе идеологических факторов, прежде всего общности политических убеждений и целей, что концентрированно выражается в программных документах партии; в-четвертых, партия преследует политические цели, стремится к завоеванию политической власти, участию в формировании органов государства.
Создание партии предусмотрено законом в заявительно-регистрационном порядке, означающем необходимость ее государственной регистрации в качестве юридического лица. Закон различает два способа создания партии.
Первый способ – первичное создание партии. Она считается учрежденной с момента принятия учредительным съездом решения об ее создании, устава, программы, формирования контрольно-ревизионных органов, образования региональных отделений более чем в половине субъектов РФ.
Второй способ – преобразование в политическую партию ранее созданной общероссийской общественной организации (движения).
Необходимо отметить, что при данных способах образования политическая партия, ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, причем регистрация последних осуществляется после регистрации партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем через 6 месяцев со дня регистрации партии. Только после этого партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме.
Нельзя отметить такую важную для России новацию, как установление государственного финансирования политических партий.
Не принижая огромной позитивной роли, которую новый Федеральный Закон должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений, нельзя не отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе, которые могут породить определенные проблемы на практике.
Так, с одной стороны, новый Закон значительно расширяет контрольные полномочия регистрирующих органов по сравнению с ранее действующим законодательством, но, с другой стороны, жестко ограничивает возможность проверки представленных для регистрации политической партии документов с точки зрения их достоверности. Это тем более странно, если учесть, что в качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации политической партии Закон предусматривает наличие в представленных для государственной регистрации политической партии документах информации, не соответствующей требованиям данного Федерального Закона. Но при этом Закон запрещает требовать от политической партии в ходе регистрации дополнительных документов, прямо не указанных в Законе.
Таким образом, например, регистрирующий орган лишается возможности документально проверить наличие в партии 10 тыс. членов в момент регистрации, а может знакомиться с соответствующими документами лишь после государственной регистрации политической партии в порядке контроля за ее деятельностью.
Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и союзы с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений не установлено.
Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что принятый Федеральный Закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» сделал существенный шаг на пути решения важнейшей общественно-политической задачи, связанной с более четким определением роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества, но в то же время еще осталось много проблем, неразрешимых пока еще на практике моментов, которые требуют более детальной регламентации. Российская многопартийность находится на начальных этапах своего становления и поэтому требует постоянного совершенствования.
А.О. Берсенев