Курсовые работы по психологии

Предпочтения в построении своего профессионального пути девушками медсестрами

Тема: ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ПОСТРОЕНИИ СВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ДЕВУШКАМИ МЕДСЕСТРАМИ

Страницы: 61

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование профессиональной карьеры. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось, а понятие «карьеризм» — осуждалось. Чаще употреблялись такие термины, как должностное продвижение, профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.
Французское слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей социально полезной деятельности. В толковом словаре С. И. Ожегова это слово трактуется следующим образом: «род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности «карьера» рассматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведение, связанные с трудовым опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни.
Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех или общественное признание (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций (должностной рост, звания), а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек воспринимает свою карьеру сам, как он воспринимает и понимает образ своей профессиональной жизни и собственных достижений в профессиональной деятельности. Внешние атрибуты карьеры могут быть очень и даже очень успешны, а внутренние — ничтожны.
Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей собственной личности — так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип социальной карьеры — это попытка ответить на вопрос «кто я в этом социуме?». При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Для любого человека, погруженного в социум и свою профессиональную деятельность в нем, характерна определенная личностная «Я-концепция» с осознанием своих побуждений, мотивов, возможностей. Поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности.
Таким образом, выбранная нами тема работы, предпочтения в построении своего профессионального пути девушками медсестрами поможет нам ответить на поставленные вопросы. Какими предпочтениями они руководствуются при выборе профессии медсестры?
Во все времена люди старались выбрать себе род занятий, работу по «душе» и специфические области профессиональной деятельности, в том числе медицинские, не были исключением, скорее всего они требовали к себе повышенного внимания, в этом и будет заключаться актуальность изучения нашей темы для общества, для профессионального сообщества по большому счету.
Цель исследования: изучить предпочтения в построении профессионального пути девушками медсестрами.
Объект: профессиональные предпочтения девушек медсестер.
Предмет: влияние мотивационных предпочтений на выбор профессионального пути девушками медсестрами.
В ходе исследования были применены следующие методики:
1. Опросник «Якоря карьеры» В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер.
2. Методика «Прогноз» В.В. Бойко.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
База исследования: муниципальное учреждение здравоохранения медсанчасть Иркутского авиационного производственного объединения. В выборочную совокупность вошли 18 медработников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, заключения и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессиональных предпочтений
в построении профессионального пути в юношеском возрасте………………6

1.1 Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте..6

1.2.Мотивация профессиональных предпочтений учащихся………………..11

1.3.Личностные и биографические факторы выбора профессионального пути
……………………………………………………………………………………29

1.4.Особенности профессионального самосознания медицинских работников и биоэтика медицинской сестры………………………………………………36

1.5.Выводы……………………………………………………………………….45

Глава 2. Изучение мотивационных предпочтений в построении своего профессионального пути девушками медсестрами…………………………..46

2.1. База и методы исследования………………………………………………46

2.2.Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……….48

2.3.Выводы……………………………………………………………………….57

Заключение………………………………………………………………………..58

Список литературы……………………………………………………………..60