Информационные технологии

Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

Исследования по применению новых информационных технологий в образовании показали, что наиболее эффективно они используются для изучения иностранных языков. Информационно-компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.

Процесс обучения иностранному языку должен обеспечивать вхождение в чужую культуру, он направлен на формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности.

Практика показывает, что использование компьютерно-информационных технологий имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Обучение на базе данных технологий позволяет: индивидуализировать обучение, интенсифицировать самостоятельную работу учащихся, повысить познавательную активность и мотивацию.

Приоритетной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Основу данной компетенции составляют коммуникативные умения, которые формируются на базе языковых знаний и умений, а так же лингвострановедческие знания.

Невозможно изучать язык иной культуры вне этой культуры. Интернет-технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в нее: используя для этого электронную почту, принимая участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, также учащиеся имеют доступ к различным информационным банкам данных по всему миру. При этом создается не имитация общения, а идет интересный диалог двух или нескольких культур, создавая сильнейшую мотивацию для самостоятельно – познавательной деятельности.

Обучение при помощи сети Internet обеспечивает погружение обучаемого в реальную языковою среду и тем самым значительно ослабляет традиционный языковой барьер. На начальном этапе обучения различные телекоммуникационные проекты организуются преподавателем, затем, приобретя определенные навыки и умения, учащийся самостоятельно находит международные проекты в Internet и присоединяется к ним.

В настоящее время, использование новых информационных технологий широко освещается в методической литературе. В статье «Интернет-ресурсы в обучении английскому языку» авторы предлагают классифицировать использования информационных технологий по следующим направлениям:

  • как средство для объяснения и закрепления нового материала;
  • как инструмент для обогащения учебного процесса;
  • как среда для поиска информации;
  • как среда для организации общения.

В качестве средства для объяснения и закрепления нового материала информационные технологии с успехом могут быть использованы, как преподавателем, так и студентом для групповой и самостоятельной работы. В настоящее время имеется большое количество материалов на CD и DVD носителях. В статье «Learning with a Comuputer» американский ученый John Higgins делит обучающие программы на 3 группы:

  1. Моделирующие программы – основаны на динамике продвижения, например, в них учащимся предлагается в течение нескольких лет управлять компанией, принимать жизненно важные решения. Языковая практика в данном случае связана не с чтением текстов, предложенных на экране, а с общением студентов в ходе обсуждения каждого этапа задания.
  2. Генерирующие задания – в них компьютеру предоставляется ряд лексических единиц и грамматических форм, на основе которых он продуцирует фрагмент текста. Задача учащегося – прочитав отрывок, определить, что в нем имеет смысл, и по возможности исправить ошибки. Так в одной из программ студенту предлагается найти исключение из правил употребления двух форм английского неопределенного артикля a/an.
  3. Аналитические задания – основываются на работе с текстом. Текст может анализироваться компьютером как на достаточно сложном – семантическом уровне, так и на уровне элементарном. Например, в программе Close-Up при первом предъявлении текста учащийся видит 8 возможных вариантов заголовков и только одно слово, полученное в результате случайной выборки; ориентируясь на данное слово, он должен правильно выбрать заголовок. Возможно, что этого будет не достаточно, и студент будет запрашивать дополнительную информацию. Слова будут появляться то справа, то слева, это будет продолжаться до тех пор, пока не будет выбран правильный ответ.

Применение Internet как средства общения, позволяет целиком окунуться в иностранный язык, участвуя в различных международных сетевых проектах, появляется возможность использовать аутентичную информацию из иноязычных стран. Существует множество проектов: «My Virtual Home», «We write a Novel», «I have a dream», «Poetic Fantasy» и т.д.

Проект «My Virtual Home» предложен Дистанционным Образовательным Центром «Eidos». Учащиеся должны построить себе необычные виртуальные дома, выразить свои жизненные устремления, создать образ своего будущего.

Виртуальное жюри очень тщательно рассматривает каждую работу. Оценка происходит по следующим критериям:

  1. оригинальность, нестандартность идеи;
  2. умение выразить на английском языке свое видение виртуального дома человека;
  3. владение основными языковыми категориями: грамматическими, лексическими;
  4. умение применять компьютерные средства для создания рисунка;
  5. качество графических иллюстраций к разработанному описанию;
  6. выполнение технических требований, прилагаемых в алгоритме к проекту;
  7. умение участников представлять свои работы в дистанционной конференции, проводимой с помощью E-mail и

Призеры данного проекта получают возможность бесплатного обучения на дистанционных курсах центра «Eidos».

Для того, чтобы учащийся усвоил новый материал и получил полное представление о нем, материал должен быть представлен во всем его многообразии. Одного объяснения преподавателя не достаточно, необходимо продублировать объяснение, т.е. просмотреть его. И эта часть процесса обучения относится к самой активной форме – самостоятельной работе студентов. Организация самостоятельной работы является важным аспектом методической работы преподавателя, т.к. от этого зависит, будет ли работа эффективной для учащегося, или же он формально будет выполнять требования учителя и не получит положительного результата. Для организации интересной и эффективной самостоятельной работы студентов, хорошим подспорьем, являются курсы он-лайн. В зависимости от уровня подготовки и цели урока, учащихся можно адресовать к курсам он-лаин до аудиторного занятия и таким образом подготовить почву для эффективной работы под руководством преподавателя, или же закрепить материал после урока. Для реализации учебных задач по закреплению нового материала можно использовать следующие веб-страницы:

  • http://www.halfbakedsoftware.com/hot_pot.php – эта программа используется для закрепления первичных навыков по грамматике и лексике английского языка, сформированных на уроке в аудитории, а также при самостоятельной подготовке к экзамену.
  • http://www/esl-lab.com/ – этот сайт в основном ориентирован на развитие Listening skills. Данная программа включает 3 вида упражнений: pre-listening exercises дают ориентацию на восприятие материала для аудирования; listening exercises основаны на вопросах множественного выбора, и как бы дублируют звучащий текст в письменном виде, подавая его в другой форме; post-listening exercises позволяют работать с материалом аудио-текстом более детально.
  • http://www.voanews.com/ – позволяет получить самые свежие новости и комментарии к ним со всех континентов и стран. Сайт рассчитан на более продвинутый уровень учащихся и может применяться как один из аспектов аудиторного урока или в режиме самоподготовки.

В заключении можно сказать, что использование информационных технологий несет в себе огромный педагогический потенциал и является одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кармышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с.
  2. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде: На примере английского языка. – М.: «Логос», 1998. – 128 с.
  3. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 3.
  4. Манькова О. Некоторые проблемы компьютиризации обучения. // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 97–99.
  5. LeLoup J.W. & Ponterio R., – 1997. Internet Technologies for Authentic Language Learning Experiences / Washington D.C. (http://www.cal.org/ericcll/digest/leloup1html).

Н.В. Дудина