В данной работе приводится постановка и решение задачи динамики полета вертолета. Для решения поставленной задачи оптимального управления использовались методы улучшения, и специальный программный комплекс [4–6], включающего в себя алгоритмы улучшения, основанные на локальных аппроксимациях множеств достижимости. К настоящему времени разработано несколько алгоритмов улучшения для различных классов задач оптимального управления непрерывными [1, 2] и дискретными системами [3], а также их модификации. Математическая модель, описывающая динамику полета вертолета, создана на Ухтомском вертолетном заводе им. Н.И. Камова.
Общий подход к решению задачи основан на описании множества достижимости управляемой системы с помощью приближенного решения уравнения Гамильтона-Якоби-Беллмана. Информация о множестве достижимости системы, содержащаяся в его описании или оценках, представляет собой полную характеристику системы, которая оказывается полезной при решении разнообразных задач управления. Различные описания множества достижимости служат основой для построения синтеза управления и исследования свойств системы. Более того, если имеется некоторое описание множества достижимости управляемой системы, то оно может быть использовано для непосредственного решения задачи оптимального управления. В этом случае задача оптимального управления может быть сведена к задаче минимизации функции конечного состояния на множестве достижимости системы. В данной работе в качестве основы предлагаемого метода мы используем представление множества достижимости как множества нулей функции, являющейся приближенным решением уравнения Гамильтона-Якоби-Беллмана со специальным начальным условием.
Определение оптимального управления вертолетом при выполнении разворота на висении
Задача состоит в достижении максимального угла курса в процессе разворота на режиме висения с фиксацией угла курса в конце разворота и при соблюдении соответствующих ограничений.
Уравнения, описывающие вращение вертолета по курсу на режиме висения, можно представить в виде дифференциальных уравнений движения относительно параметров отклонения от исходного режима висения:
Для решения задачи использовался метод последовательных улучшений, основанный на локальной аппроксимации множества достижимости. На рис. 1–4 приведены примеры решения задачи для оптимального процесса.
Е.Н. Гуркало
Литература
- Батурин В.А., Гончарова Е.В. Метод улучшения, основанный на приближенном представлении множества достижимости. Теорема о релаксации // Автоматика и Телемеханика. – 1999. – № 11. – С. 19-29.
- Батурин В.А., Гончарова Е.В. Метод улучшения, основанный на приближенном представлении множества достижимости и линеаризации // Автоматика и Телемеханика. – 2002. – № 7. – С. 3–11.
- Гончарова Е.В., Батурин В.А.. Итеративный метод решения дискретной задачи оптимального управления // Вычислительные технологии, 2003. – Т. 8, ч. 3. – С. 269–275.
- Гончарова Е.В., Гуркало Е.Н.. Численная реализация алгоритмов улучшения, основанных на локальных оценках множеств достижимости // Вычислительные технологии. – 2004. – Т. 9, ч. 2. – С. 113–119.
- Гончарова Е.В., Гуркало Е.Н. Программный комплекс для решения задач оптимального управления // Материалы пятой Всероссийской научно-технической конференции «Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий» 07–11 августа 2004. – Ч. 2. – С. 232–236.
- Гуркало Е.Н., Гончарова Е.В. О разработке программного комплекса для решения некоторых классов задач оптимального управления, используя локальные оценки множеств достижимости // Материалы I Международной конференции «Системный анализ и информационные технологии» 12-16 сентября 2005.