Курсовые работы по психологии

Проблема доверия в профессиональной деятельности

Тема: ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страницы: 38

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретические проблемы феномена доверия в профессиональной деятельности………………………………. ……………………………………..8

1.1. Проблема доверия в отечественной и зарубежной литературе…………8

1.2. Культура доверия в современном мире и в российской действительности…………………………………………………………14

ГЛАВА 2. Проблема доверия как относительно самостоятельного явления.20

2.1. Доверие в предметном поле социальных и психологических исследований……………………… …………………………………………….20

2.2. Проблема доверия в профессиональной деятельности…………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Среди многочисленных социально-психологических феноменов есть такие, которые при всей своей важности оказались несколько в стороне от теоретических и прикладных исследований. Они, как будто, постоянно на слуху, вроде бы понятны на уровне здравого смысла. Их часто используют специалисты при объяснении других явлений и феноменов.
Среди них оказался феномен доверия, выполняющий важную роль связи индивидов между собой, и, тем самым, лежащий в основе социального бытия человека.
Происходившее в недавнее время и продолжающееся на наших глазах ра-зобобществление жизни людей, растущая автономия личности выдвигает на первый план решение ряда новых теоретических и прикладных задач. Сегодня все чаще наблюдается социальное отчуждение индивидов друг от друга, одиночество, отсутствие взаимопонимания. На этой основе формируется ожесточение людей, рост агрессивности, неприятия друг друга, насилие по отношению к личности человека, безразличие к его судьбе. Происходит все большая степень утраты доверия к другим людям, а вместе с ними уходят такие нравственные идеалы как взаимопомощь, поддержка, добрососедство.
Напротив, доверие, связывая людей между собой, создает условия для сотрудничества, уважения, дружбы и любви, Оно всегда предполагает наличие другого, которому можно доверять и доверяться. Доверие — «… это всегда «Я» и еще что-то или кто-то, объединенное со мной, испытывающим доверие, в одну систему, помещенное в одно пространство. Нет доверия — нет системы, она распадается. Связь утрачивается…,» — отмечает в работе, посвященной теоретическому анализу феномена доверия, Т.П. Скрипкина.
О том, что доверие — важнейшая часть человеческих отношений, значение которой невозможно переоценить в социально-психологическом плане, отмечает в своем исследовании П.Н. Шихирев. В частности он пишет о том, что начало изучения доверие в общественных науках пришлось на 90-е годы и тогда «…постепенно стало выясняться, что казавшийся простым и самоочевидным объект, подобный дневному свету, содержит целый спектр сложных оттенков.. Доверие приобрело статус «социального капитала», т.е. средства, обеспечивающего существование и развитие общества».
Таким образом, доверие выполняет весьма важные функции в социальной жизни людей. Вместе с тем, оно недостаточно изучено в социально-психологическом плане, чем и определяется актуальность исследования.
Обзор многочисленных работ, в которых упоминается доверие, позволяет констатировать, что ему чаще всего отводится второстепенная роль фонового условия. За исключением незначительного числа работ, в которых доверие выступает в качестве предмета специального исследования (Б.Ф. Поршнев, 1971; B.C. Сафонов, 1981; Т.П. Скрипкина, 1984, 1998; П.Н. Шихирев, 1999), оно рассматривается как условие существования явлений, связывающих человека с миром (Т. Говир, 1992; Э. Эриксон, 1967, 1968 и др.), человека с другими людьми (К.А. Абульханова-Славская, 1981; Л.Я. Гозман, 1987; С. Джурард, 1959; М. Дойч, 1968; А.И. Донцов, 1984; И.С. Кон, 1973, 1984; А.А. Кроник, Е.А. Кроник, 1989; Л.А. Петровская, 1982; Б.Ф. Поршнев, 1987; К. Роджерс, 1986; Т. Ямагиши, 1988, 1989 и др.), человека с самим собой (А. Бандура, 1977; Л.П. Гримак, 1990; И.С. Кон, 1967; Ф. Перлз, 1995; К. Роджерс, 1994; А.А. Столин, 1983; Э. Шостром, 1992 и др.).
Как показывает проведенный нами анализ теоретических источников, подлинная сущность доверия, за редким исключением, оказалась раскрытой лишь фрагментарно, остались не исследованными формы и особенности его проявления в различных условиях взаимодействия индивидов; недостаточно представлены механизмы его формирования, а также влияния на другие явления. Доверие во взаимоотношениях рассматривается как «внестатусный» феномен, хотя индивиды, включенные в многочисленные социальные группы, связаны между собой системой формальных и неформальных отношений, в большинстве случаев находятся в неравных социальных позициях.
В связи с этим, как нам кажется, рассмотрение доверия в системе профессиональной деятельности приобретает особую значимость как в теоретическом, так и в практическом плане.
Недоверие между руководителем и подчиненным приводит к снижению показателей их совместной деятельности, ухудшению социально-психологического климата в группах и коллективах, свертыванию и разрушению в них межличностных отношений. Нарушение взаимопонимания в звене «лидер — ведомый член группы» на основе одностороннего, либо обоюдного недоверия, порождает механизмы распада социальной группы, перехода ее с высоких ступеней развития к более примитивному уровню организации.
Это заставляет выделить изучение доверия в профессиональной деятельности в отдельную проблему, выявить его сущность, специфику проявления, а так же рассмотреть механизмы его формирования и развития.
Как показал анализ имеющейся литературы, доверие в межличностных отношениях является относительно-самостоятельным социально-психологическим явлением [1]. Оказывая активное влияние на различные социально-психологические процессы и явления, оно, прежде всего, связано с взаимодействием индивидов в различных социальных группах. Посредством доверия обеспечивается связь между индивидами, что в свою очередь, обеспечивает согласованность и продуктивность их профессиональной деятельности. Таким образом, целью исследования явилось изучение проблемы доверия в профессиональной деятельности.
Объект исследования — социальные группы с различным уровнем формализации межличностных отношений.
Предмет исследования — доверие в системе профессиональных отношений в социальных группах с разным уровнем формализации отношений. Гипотезы исследования:
1. В межличностных отношениях доверие к руководителю связано с выраженностью его социальной позиции, заключающейся в том, что он является носителем «формально-статусной полезности» и «формально-статусной безопасности», которая выражается в его социально ориентированном доминировании над подчиненными.
2. Одним из наиболее значимых условий, определяющих особенности проявления доверия между субъектами в межличностных отношениях, выступает специфика ситуации их взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень изученности доверия как самостоятельного социально-психологического явления.
2. На основе анализа теоретических источников выявить особенности возникновения доверия в статусных межличностных отношениях, основные формы его проявления.
3. Исследовать основные факторы и условия возникновения доверия между партнерами по статусным межличностным отношениям.
4. Изучить особенности субъектов взаимодействия в системе доверительных статусных межличностных отношений и взаимосвязь между ними.
Методы исследования. Основным теоретическим методом явился анализ литературных источников по социальной психологии, психологии управления, их интерпретация, направленная на осмысление изучаемого феномена, выявление его сущности, содержания и функций в статусных межличностных отношениях.
Теоретико-методологическую основу работы составили концепции отношений личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский), идеи о взаимопроникновении человека в мир и мира в человека (АН. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концептуальный подход, рассматривающий доверие как социально-психологическое явление в неразрывности и взаимной обусловленности двух его форм: доверия к миру и доверия к себе (Т.П. Скрипкина), идеи о многомерности межличностного восприятия в групповом процессе и об особенностях межличностной аттракции в выраженных статусных межличностных отношениях (А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман), теоретический подход системного рассмотрения процесса взаимодействия руководителя (лидера) и подчиненных (ведомых членов группы) (Р.Л. Кричевский, А.В. Маржиня, ММ. Рыжак).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.