Психология

Проблема эмоционально-волевого развития ребенка в условиях депривирующего влияния среды

Отрицательное влияние отсутствия родительского попечения на общее развитие ребенка известно давно. Особенности психического состояния детей, возникающее в условиях родительской депривации, в целом следует определить как «синдром сиротства». Известно, что депривационные факторы редко встречаются в изолированном виде. Они образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации. Как показывают результаты исследований, И. Лангмейер и З. Матейчик, серьезное обеднение среды приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникации с окружающими – к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

В настоящей статье представлен опыт диагностический работы с воспитанниками детского дома № 1 г. Иркутска. В исследовании участвовало 18 детей от 11–13 лет.

Для изучения эмоциональной сферы детей проведено пилотажное исследование. Были использованы проективные, рисуночные методики, учитывая возрастные особенности детей 11–13 лет («Самое доброе – самое злое») В.С. Мухиной, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций «Домики» О.А. Ореховой, тест на определение симптомокомплексов «Дом – дерево – человек», тест на определение уровня тревожности Р. Темпелла, М. Дорки, также проведено наблюдение за детьми в свободном общении.

На основании полученных результатов мы пришли к следующим выводам, что наибольшие трудности и отклонения от становления личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере (61 %): в нарушении социального воздействия, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающим, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у одиноких детей понижение активности, ведущее к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность, наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создать прочные эмоциональные привязанности. Мы связываем это, прежде всего с бедностью впечатлений, недостаточностью опыта, который трудно накопить в условиях жизни детского дома. 39 % чрезмерно агрессивны, конфликтны, или наоборот слишком замкнуты, отказываются от общения.

Изучение социально-аффективной сферы детей позволило выделить основные критерии деформаций эмоционально-личностного развития, в качестве которых выступают: тревожность, повышенная склонность к страхам агрессивность, реактивность, застенчивость, неконструктивный характер отношений, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения, эмоциональная поверхность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию.

Психологические причины: недостаток родительской любви, условия воспитания в детском доме, наличие стрессов, психическое недоразвитие.

Социальные причины: выключение из естественного быта, опыт антисоциального поведения в семье, статусная проблема ребенка – сироты.

И.В. Дрейзен, М.А. Князева

Литература

  1. Батыгина Г.З. Клинические особенности депрессий в подростковом возрасте в состоянии социального сиротства // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. – М., 1994.
  2. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в группах воспитанников детских домов и школ-интернатов // Сироты России: проблемы, надежда, будущее. – М., 1994.
  3. Горюнова А.В., Королева Т.Н. Психическая депривация и особенности психомоторного развития у детей сирот // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996.
  4. Иванова Н.П. К проблеме социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей // Сироты России: проблемы, надежда, будущее. – М., 1994.