Профессия педагога относится к сфере профессий помогающего типа, профессий, представители, которых наиболее подвержены воздействию многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных), следствием чего является нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости, что ведет к профессиональным кризисам, истощению и выгоранию. В настоящее время синдром психического выгорания удостоен диагностического статуса (МКБ – 10: 273 – Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
Хотелось бы отметить, что педагогическая деятельность приобретает все большую и большую социальную значимость. От педагога общество ожидает не только умения и желания передавать знания в наиболее доходчивой и интересной форме, но и умения корректировать различные социальные проблемы (асоциальное поведение детей и подростков, взаимоотношения в группе, алкоголизм, наркомания и др.). Таким образом, от здоровья самого педагога во многом зависит и психологическое здоровье его учеников, степень их социальной адаптации.
Общая выборка экспериментальной группы составила 89 человек, возраст 41,5 года (от 35 до 47 лет), из них 76 женщины и 13 мужчин.
По результатам методик: «НПН» предложенной Т.А. Немчиным, «ШАС» созданной Л.Д. Малковой, «ШСНС», основанной на опроснике В. Зунга и адаптированной Т.Н. Балошовой, среди респондентов можно выделит следующие группы:
Первая группа – у 24,6 % участников исследования степень выраженности показатели эмоционального выгорания сформированы на низком уровне (слабое нервно-психическое напряжение, отсутствие астении или «слабая астения», незначительное снижение настроения).
Вторая группа – у 57,2 % респондентов сформированы или находится на стадии формирования фазы выгорания (интенсивное нервно – психическое напряжение, «умеренная астения», значительное и незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения).
Третья группа – у 29,2 % участников исследования степень выраженности показатели эмоционального выгорания сформированы на среднем уровне (экстенсивное нервно-психическое напряжение, «умеренная и выраженная астения», значительное и глубокое снижение настроения).
Рассматривая распределение показателей эмоционального выгорания мы получили следующие данные: «нервно-психическое напряжение», равно как и «астеническое состояние», больше представлены на «умеренном» и «экстенсивном» уровнях. Показатели «сниженного настроения» одинаково представлены на трех уровнях выраженности «незначительное», «значительное» и «глубокое». Что может служить косвенным подтверждением «пика», синдрома эмоционального выгорания на фазах «нервно-психическое напряжение» и «астеническое состояние».
Вышеперечисленные показатели эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий становится более информативными при рассмотрении выраженности характеризующих их симптомов. Анализ распределения симптомов «нервно-психического напряжения» показал, что наиболее выраженными являются: «восприимчивость и чувствительность к внешним раздражителям», «наличие физического дискомфорта», «помехоустойчивость», меньше – «чувство не уверенности в себе», «умственная работоспособность».
Из этого следует, что эмоциональное выгорание на стадии возникновения имеет больше «внешний» локус, нежели внутренний. Так как симптомы «восприимчивость и чувствительность к внешним раздражителям», «наличие физического дискомфорта», «помехоустойчивость» проявляются в осознании «внешних» психотравмирующих факторов и чувстве безысходности, а симптомы «чувство не уверенности в себе», «умственная работоспособность» выражаются во «внутреннем» недовольстве собой, разочаровании в себе и своих силах.
Распределение симптомов «астенического состояния» и «сниженного настроения» отличает небольшой уклон в сторону «психосоматических и психовегетативных нарушений». Это свидетельствует о преобладании респондентов с так называемым эффектом отстраненности, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, при этом энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами на уровне психосоматики.
И.В. Дрейзен, И.Н. Пряхина
Литература
- Безносов С.П. Профессиональные деформации личности. – СПб., 1997.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1974.
- Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.