Психология

Проблема эмоционального выгорания у представителей помогающего типа профессий

Профессия педагога относится к сфере профессий помогающего типа, профессий, представители, которых наиболее подвержены воздействию многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных), следствием чего является нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости, что ведет к профессиональным кризисам, истощению и выгоранию. В настоящее время синдром психического выгорания удостоен диагностического статуса (МКБ – 10: 273 – Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

Хотелось бы отметить, что педагогическая деятельность приобретает все большую и большую социальную значимость. От педагога общество ожидает не только умения и желания передавать знания в наиболее доходчивой и интересной форме, но и умения корректировать различные социальные проблемы (асоциальное поведение детей и подростков, взаимоотношения в группе, алкоголизм, наркомания и др.). Таким образом, от здоровья самого педагога во многом зависит и психологическое здоровье его учеников, степень их социальной адаптации.

Общая выборка экспериментальной группы составила 89 человек, возраст 41,5 года (от 35 до 47 лет), из них 76 женщины и 13 мужчин.

По результатам методик: «НПН» предложенной Т.А. Немчиным, «ШАС» созданной Л.Д. Малковой, «ШСНС», основанной на опроснике В. Зунга и адаптированной Т.Н. Балошовой, среди респондентов можно выделит следующие группы:

Первая группа – у 24,6 % участников исследования степень выраженности показатели эмоционального выгорания сформированы на низком уровне (слабое нервно-психическое напряжение, отсутствие астении или «слабая астения», незначительное снижение настроения).

Вторая группа – у 57,2 % респондентов сформированы или находится на стадии формирования фазы выгорания (интенсивное нервно – психическое напряжение, «умеренная астения», значительное и незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения).

Третья группа – у 29,2 % участников исследования степень выраженности показатели эмоционального выгорания сформированы на среднем уровне (экстенсивное нервно-психическое напряжение, «умеренная и выраженная астения», значительное и глубокое снижение настроения).

Рассматривая распределение показателей эмоционального выгорания мы получили следующие данные: «нервно-психическое напряжение», равно как и «астеническое состояние», больше представлены на «умеренном» и «экстенсивном» уровнях. Показатели «сниженного настроения» одинаково представлены на трех уровнях выраженности «незначительное», «значительное» и «глубокое». Что может служить косвенным подтверждением «пика», синдрома эмоционального выгорания на фазах «нервно-психическое напряжение» и «астеническое состояние».

Вышеперечисленные показатели эмоционального выго­рания у представителей помогающего типа профессий становится более информативными при рассмотрении выраженности характеризующих их симптомов. Анализ распределения симптомов «нервно-психического напряжения» показал, что наиболее выраженными являются: «восприимчивость и чувствительность к внешним раздражителям», «наличие физического дискомфорта», «помехоустойчивость», меньше – «чувство не уверенности в себе», «умственная работоспособность».

Из этого следует, что эмоциональное выгорание на стадии возникновения имеет больше «внешний» локус, нежели внутренний. Так как симптомы «восприимчивость и чувствительность к внешним раздражителям», «наличие физического дискомфорта», «помехоустойчивость» проявляются в осознании «внешних» психотравмирующих факторов и чувстве безысходности, а симптомы «чувство не уверенности в себе», «умственная работоспособность» выражаются во «внутреннем» недовольстве собой, разочаровании в себе и своих силах.

Распределение симптомов «астенического состояния» и «сниженного настроения» отличает небольшой уклон в сторону «психосоматических и психовегетативных нарушений». Это свидетельствует о преобладании респондентов с так называемым эффектом отстраненности, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, при этом энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами на уровне психосоматики.

И.В. Дрейзен, И.Н. Пряхина

Литература

  1. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности. – СПб., 1997.
  2. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1974.
  3. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.