Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме того, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34–42 ребёнка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России количество детей с детским церебральным параличом увеличилось.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. В течение почти ста лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля. Термин «детский церебральный» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 году на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден.
Причины развития ДЦП разнообразны. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга ребёнка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и пр. повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и личности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но необычная функциональная пластичность нервной ткани ребёнка способствует развитию компенсации дефекта. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что, чем раньше начата медико- педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективней и лучше её результаты.
Успех реабилитации во многом зависит от семьи, и она должна рассматриваться как один из исполнителей и объектов реабилитации, как микро социум, в котором происходит развитие и становление ребёнка.
Обычно ребёнок с ДЦП не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит из-за того, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого он на всю жизнь остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми.
Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка является кризисом в жизненном цикле семьи, поскольку ведет к переосмыслению социальных ролей и функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты. Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис протекает с удвоенной остротой. Это резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические проблемы. У большинства родителей возникает чувство вины, которое сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи протекает в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородится от мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с матерью. Семья, являющаяся одним из гарантов социальной адаптации ребёнок, далеко не всегда сохраняет способность выполнить эту функцию. Близкие нередко теряют уверенность в себе, не способны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможности.
Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного и из главных регуляторов поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, её содержательных и формальных характеристик, психических процессов, свойств и состояний.
Речь, как основное средство общения, развивается через движения и в социальном контакте, и её основа закладывается еще на первом году жизни. Когда у ребёнка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Всё это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.
У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличии от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослыми. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние.
Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребёнка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.
Выделяют 5 типов коммуникативных нарушений при ДЦП: связанных с нарушением движений; связанных с повреждением мозга; из-за длительной госпитализации; из-за социально-эмоциональных проблем; в связи с физическим дефектом. Ослабленная когнитивная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта – основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.
Т. Херликова