Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности и терроризму. Коррупция, прежде всего в исполнительной власти, может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих Российское государство и представляющих угрозу национальной безопасности. Коррупция губит Россию.
Несмотря на отсутствие в нашем законодательстве понятия «коррупция» есть полная ясность в понимании ее существа. Речь идет об использовании институциональной, прежде всего государственной власти для частных целей.
Понятие «коррупция» — новое для отечественной правовой системы и не вполне определенное. Однако вряд ли отсутствие нормативного закрепления понятия «коррупция» создает препятствия в правоприменительной деятельности.
Коррупция — подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
Отличительными признаками являются:
- ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;
- интерес, который является движущей силой деятельности участников коррупционных действий (частный или групповой, отличный от общественного или публичного);
— ущерб, который может нанести общественным интересам («всеобщему благу») любое потенциально коррупционное поведение.
Таким образом, коррупция — это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.
Степень развития коррупции в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании «обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции», и одномоментная “ампутация» такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу. Не случайно древние римляне включали в понятие коррупция столь емкое содержание, раскрывающее логическую взаимообусловливаемую связку явлений: подкуп — порча — упадок. Именно поэтому коррупция является как условием, так и следствием функционирования теневой экономики, усиления имущественной дифференциации общества, падения нравов и деградации общественно-политической жизни.
Решение проблемы борьбы с коррупционными преступлениями заключается не только в ужесточении санкций, а в обеспечении неотвратимости наказания, особенно для высокопоставленных чиновников и иных лиц (политиков, крупных предпринимателей, лидеров криминальной среды и т.д.). Ибо примеры их безнаказанности, как ничто другое деморализуют и развращают представителей иных, более многочисленных общественных слоев и групп, способствуют повсеместному распространению “низовой» коррупции.
Можно также выделить и сугубо личностные истоки коррупции в сфере управления. Деформированное сознание является первоисточником отклонений в деятельности государственных и муниципальных служащих от нормативных моделей их статусов и статусов органов, в которых они работают, от должностных регламентов и характеристик. Другая причина ложных и ошибочных представлений госслужащих заключается в их невысокой общей культуре и низком уровне профессионализма.
Наиболее поражены коррупцией такие сферы и виды деятельности, как экспорт нефти (по экспертным оценкам, за рубеж контрабандным путем в отдельные периоды вывозилось до 20% добываемой в стране нефти), древесины, цветных и редкоземельных металлов, всех стратегических товаров, импорт алкоголя и некоторых продуктов питания, иная внешнеэкономическая деятельность; приватизация, лицензирование и регистрация предпринимательских и коммерческих структур; банковское кредитование; земельные отношения; авто-бизнес и эксплуатация автотранспорта; финансовый, санитарно- эпидемиологический и иной контроль деятельности предпринимательских и коммерческих структур.
Исходя из необходимости обеспечения надлежащего государственного управления, укоренения демократических начал, гласности и контроля в деятельности государственных и муниципальных органов власти, укрепления доверия граждан к власти.
Коррупция представляет серьезную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости; затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики.
Я бы хотел предложить меры, которые, по моему мнению, приведут к снижению уровня коррупций в Российской Федерации.
Финансовый контроль над доходами и имуществом государственных служащих и членов их семей существует во всем мире. В нашей стране распространена практика регистрации коррупционерами имущества на своих близких. Поэтому необходимо законодательное закрепление требования о предоставлении сведений об имущественном положении не только государственных служащих, но и членов их семей.
Государственные служащие пользуются правом на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство. Физические и юридические лица, чьи права и законные интересы нарушены коррупционным поведением государственного служащего, должны пользоваться таким же правом.
Государственным служащим запрещено замещать должности в коммерческих организациях в двух лет после увольнения с государственной службы, если осуществление функции государственного управления входило в их служебные обязанности. Надо поставить под контроль и поступление на государственную службу бывших учредителей, руководителей или членов исполнительных органов коммерческих структур, если осуществление функции государственного управления, надзора или контроля над соответствующей коммерческой организацией будет входить в должностные обязанности государственного служащего.
В решении вопросов предупреждения и пресечения коррупции нельзя недооценивать этические нормы. Г осударственные служащие должны подчиняться не только дисциплинарным, но и жестко контролируемым этическим нормам. Этические нормы, закрепленные в указе Президента РФ, и другие надо кодифицировать и придать им статус федерального закона.
Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи.
Разработка и принятие концепции антикоррупционной политики.
Принятие Закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике».
Устранение пробелов в правовом поле, связанных с отсутствием четких трактовок и определений коррупционных деяний и их признаков в понятийном аппарате юриспруденции, позволяющих объективно оценивать и классифицировать те или иные процессы в различных сферах общественной жизни. Юридическое закрепление определения термина “коррупция».
Формирование действенной системы налогообложения. Выработка эффективных механизмов, обеспечивающих неотвратимость реализации ответственности налогоплательщиков, прозрачность финансовой деятельности физических и юридических лиц, подрыв финансовых основ коррупции.
Ужесточение санкции за деяния коррупционной направленности.
Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией надо связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции в России.
Попов К.В.