Психология

Проблема межличностного восприятия в научной литературе

Любые отношения, возникающие между людьми, начинаются с межлич-ностного восприятия, которое включает оценочный компонент. Важно отметить, что восприятие людьми друг друга представляет собой «двойной» процесс – взаимное восприятие и познание, где каждый является активным субъектом. Воспринимая действия человека, люди проникают в его внутреннее психологическое содержание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер. На основе внешней стороны поведения, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов. Это и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, на которых основана стратегия поведения.

Субъект познания всегда сталкивается с определенными трудностями. С одной стороны они вызваны сложностью познаваемой личности, а с другой – неизбежной ограниченностью собственных познавательных возможностей. Необходимо учесть и насколько внутренняя сущность познаваемого человека прямо и непосредственно проявляется в его действиях и поступках. Возможно несколько вариантов такого соотношения. В одних имеется полное соответствие содержания отношения и способа его выражения (что думаю, то и делаю). В других – содержание отношения и способ его выражения не соответствует друг другу. Такое соотношение значительно снижает адекват-ность восприятия и понимания. На характер оценки человека как личности другими влияет и то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых он оказывается в роли объекта. Для субъекта восприятия все характеристики делятся на два класса: физические и социальные. К первым можно отнести особенности человека как индивида. Вторые же включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций, структура мотивов и т.д.).

Для того, чтобы понять другого человека, необходимо уметь встать на его место, почувствовать то, что чувствует он. На уровне каждого отдельного акта взаимного познания могут быть выделены такие стороны этого процесса как идентификация и эмпатия.

В процессе взаимного восприятия людьми друг друга обязательно присутствует явление рефлексии. Под рефлексией понимается сознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению и взаимодействию.

Психологи выделяют коммуникативную и личностную рефлексию. К первой относится сознание того, как тебя воспринимают, оценивают, относятся к тебе другие. К последней – переосмысление, перестройка содержания своего общения, деятельности, отношения к окружающему миру, что отражается на поведенческом компоненте межличностных отношений.

В обыденной жизни, в условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу причины поведения, а иногда и сами образцы поведения. Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей, получила название каузальная атрибуция, что в переводе с латинского означает causa – причина и attribuo – придаю, наделяю.

Приписывание причин поведения может осуществляться по трем линиям: причины могут быть адресованы субъекту, объекту и ситуации. Приписывание причин субъекту действия дает «личностную» атрибуцию, объекту действия — «стимульную», ситуации – «обстоятельную».

Существуют различного рода ошибки приписывания причин поведения.

Во-первых, участник событий и наблюдатель по-разному объясняют причины поведения.

Во-вторых, не следует забывать механизмы защиты, когда успех приписывается себе, а неуспех — действиям обстоятельств.

В-третьих, существуют так называемые фундаментальные ошибки, которые включают в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных.

Не менее важную роль в процессе межличностного восприятия играют установки, которые обусловливают возникновение различных эффектов. Наибольший интерес представляют эффект ореола, эффект новизны и первич-ности.

Сущность эффекта «ореола» объясняется формированием специальной установки на воспринимаемого и направленным приписыванием объекту восприятия определенных качеств. Тесно связаны с этим и эффекты «первич-ности» и «новизны». Основную роль здесь играет порядок предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Оценивание окружающих нас людей часто проходит по принципу стереотипизации. Основная функция стереотипизации заключается в том, что это позволяет быстро, точно и достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В одном случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека, а в другом — к возникновению предубеждения, т.е. установки, препятствующей адекватному восприятию сообщения или действия.

Межличностное восприятие как начальный этап развития отношений, является пусковым механизмом для развития симпатии и укрепления отноше­ний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л., 1970.
  2. Межличностное восприятие в группе // Под. ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
  3. Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского Университета. – Сер. Психология. – –№ 3.
  4. Ивашев А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. – – № 5.

Е.В. Лобановская