Психология

Проблема одаренной личности в свете различных научных концепций

Вопрос об одаренности человека один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Современная психологическая наука пытается раскрыть источники одаренности, установить взаимосвязь способностей и творческого потенциала ребенка, выделить критерии, которые позволят сформулировать понятие, наиболее точно отражающее феномен одаренности. Для выяснения сути понятия «одаренность» важно знать историю его исследования. Это необходимо, так как старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а, следовательно, на судьбы детей.

Первые представления о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей, возникли на основе воззрений античных ученых: Сократа, Платона, Аристотеля.

В философской науке Древней Греции считалось, что гении — это люди, наделённые божественным духом. Сократ рассказывал о своём «даймоне», который подаёт ему знамения. Действия «даймона» складываются в прорицаниях, наполняя гения силой вдохновения и озарения [11]. Платон также раскрывал «странности таланта». В частности Платон впервые обратил внимание на акт вдохновения, а также выявил роль интуиции в художественном творчестве [4].

Концепция таланта, изложенная Аристотелем, исходила из представления о значении таланта в жизнедеятельности человека. Талант — это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого — либо дела. Одни больше пригодны к военному делу, другие к науке, третьи — к ремеслу, четвертые — к искусству. Без таланта нельзя творчески работать, но сам талант еще не обеспечивает полного успеха: природные способности нужно развивать, оттачивать. Следует отметить, что Аристотель оставил в стороне такой важный и сложный вопрос — о “странностях таланта», сложности творческого процесса, и совсем обошел вопрос о природе вдохновении.

Таким образом, философы античности делали первые попытки разобраться в источниках дара к какому-либо виду деятельности. Способности эти рассматривались, как проявление гениальности, что было сродни Божественному, непознаваемому, и где-то безумному. К «особым» людям относились с большим почтением, считая их вдохновленными свыше.

С появлением схоластики, в эпоху Средневековья, особое место стало уделяться отношениям подчинения. На этом держалась как социальная лестница, так и лестница логических форм. Фома Аквинский писал: «подняться выше своего сословия грешно, ибо разделение на сословия установлено Богом»

[ 10, стр. 128]. Характер взаимоотношений старших и младших также принимает у католического философа форму абсолютной зависимости: младшие существуют для блага старшего. Таким образом, схоластика, оправдывая и обосновывая доводами «разума» иерархию взаимоотношений, оказывает решающее влияние на педагогические идеи того времени. Засилье вербализма в рамках правил средневековой монастырской школы мешает умственному развитию детей, не даёт возможности проявляться их творческим способностям, сковывает самостоятельность и активность.

Однако парадоксальной является система иезуитского воспитания, взгляды которой были основаны на религиозной догматике католической церкви. Воспитание иезуитов было направлено, прежде всего, на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования, так как основной задачей было воспитание «Христова воина», способного противостоять идеям протестантизма.

По мере удаления от Средневековья представления о «человеке особом» наполняются новым содержанием.

Томас Мор, деятель эпохи Возрождения, издал в 1516 году книгу «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия…». Анализируя умственный и физический труд в Утопии, Томас Мор приписывал занятия с книгами и дело чтения тем, кто был наиболее одарен из утопийцев, ставя это в противоположность многим государствам, где наукам посвящали себя глупцы, а «замечательно одаренные умы» продали в бесчисленных удовольствиях. Прогрессивная мысль для того времени: выделение не только «особой» группы людей, но и выделение «особой» области деятельности для людей наделенных талантом, чтобы смогли они применить расширенные и отточенные знания на благо государства.

Вопросы индивидуальности и способностей поднимал в своих трудах Томмазо Кампанелла (1568 —

1639). Раскрывая механизм управления государством в городе Солнца, он отдает верховную власть «аристократии специалистов». Интересно, что самый одаренный из этой «правительственной верхушки» — Метафизик — имеет знания всех наук, опираясь при этом на трех помощников, одаренных Мощью, Мудростью, Любовью. При этом в идеальном государстве Томмазо Кампанелла существует система выборов, но она не касается тех, кто стоит на самом верху. Владеющие знаниями и высшими духовными качествами — неприкосновенны [ 1 ]

Имя Яна Амоса Каменского (1592 — 1670) обычно связывают с гуманистическим направлением в педагогической науке. Он первым предложил выделить шесть типов врожденных способностей и говорил о даровитости, как о качестве личности ученика. Обоснование обучения даровитых можем почерпнуть в его трудах: «Ведь кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным… Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в неё не подсыпать зерна, то есть материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижной ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели». [5, стр. 69-70]

Таким образом, в эпоху Средневековья и Возрождения формируются мысли о том, что только талантливые люди способны стоять во главе государств, отстаивать интересы религии и т.д. Представители педагогической науки разрабатывают методики воспитания, которые способствуют выявлению и развитию «подвижного и гибкого ума».

Проблемой гения в эпоху Просвещения во Франции занимался Д. Дидро. Он призывал искать обоснования различия умов, а также более корректные трактовки гениальности.

Однако одним из первых, кто заинтересовался проблемой гения и таланта в искусстве, был французский просветитель Ж.Б. Дюбо, автор знаменитых в свое время «Критических размышлений о поэзии и живописи» [3]. Гениальность, по мнению Ж. Б.Дюбо, предопределена физической организацией человека. Это особое устройство мозговых органов и их удачное соотношение между собой. Именно так, французский просветитель подчеркивает естественное основание природы гения. Однако, основное свойство, обусловливающее все другие качества гения, Ж.Б.Дюбо видит в чувствительности, которая по степени выражения и проявления намного сильнее у гениального человека, чем у обычных людей. При этом острая чувствительность дополняется воображением. Это также врожденное качество, им обладают одаренные люди, как в области искусства, так и в риторике, военном деле, даже медицине.

В период позднего Просвещения (конец 18 — нач. 19 века) И. Кант интересовался проблемой дара гениальности. По словам И. Канта гений, — это проявление природных дарований в человеке. Это талант, умение создавать нечто такое, что не может определяться никакими правилами. Положение Канта о врожденности художественного дарования и возможно недооценка им роли социальной среды в формировании творческих способностей художника обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве [6].

Г.Ф. Гегель талант и гениальность понимал как совокупность природных задатков, которые развиваются благодаря «собственной деятельности человека». Талант и гениальность выражают то направление, которое получил индивидуальный дух от природы. При этом Г.Ф. Гегель разграничивал понятия «гений» и «талант»: «Но гений шире таланта; последний порождает новое только в сфере особенного, тогда как гений создает новый род» [2, стр. 74].

В конце XIX в. основные идеи А. Шопенгауэра, касающиеся природы гения и искусства, послужили отправной точкой концепций 3. Фрейда, экзистенциалистов. С точки зрения А.Шопенгауэра гений — это великий художник, великий философ, который благодаря своей объективности видит с большей ясностью то, чего другие не видят вовсе. Главная характерная черта гения — рано развившиеся способности интуитивного познания сущности вещей. Гений отличается анатомическими свойствами и физиологическими процессами (большой мозг, чувствительность, детская непосредственность). Также признаком гениальности является непонимание его творчества современниками, ибо он в большей степени творит для человечества [ 12].

Ф. Ницше берет на вооружение идеи А. Шопенгауэра. Однако, его рассуждения о человеке резки. Он противопоставляет обыкновенному заурядному человеку, стадному животному, идеал сверхчеловека. Сверхчеловек, прежде всего — это великая индивидуальность, гений, который возникает достаточно редко в истории. Его взращивают массы, над которыми он возвышается. Данная точка зрения утверждает неравенство между людьми, где ведущее место в иерархии отводится гениальному человеку [9].

Объединяет взгляды немецких философов то, что они делают попытки рассмотреть психологическую и социальную сущность гениальности и таланта. Феномен гения начинает рассматриваться в различных отраслях науки и искусства, приобретая при этом индивидуальные характеристики. Попытки отдифференцировать понятия гениальности и таланта приводят к тому, что гений начинает рассматриваться шире, нежели талант.

При этом подчеркивание божественной сути гениальности «не прошло даром». Феноменом гения заинтересовались врачи. Представители медицины видели в гениальности лишь еще одно отклонение от нормы и искали его органические проявления.

Итальянский антрополог и криминалист Ч, Ломброзо пытался провести взаимосвязь между феноменом гения и сумасшествием. Для него гений — это, прежде всего, утонченная и почти болезненная чувствительность, свойство, которое является для гениального человека источником его страдания и славы: «Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочным уколом, то при его чувствительности, уже представляется ему ударом кинжала» [8, стр, 22]. Выделяет также мрачный взгляд на мир, депрессию: «Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм — вот жестокая расплата за высшие умственные дарования”. [8, стр. 24]

Против точки зрения Ч. Ломброзо выступили многие, считая, что сущность гениальности не определяется ни психическими странностями, ни физическими недугами.

Следует отметить, что в конце девятнадцатого века проблема гениальности исчезает из поля зрения эстетиков и философов, возможно, это связано с тем, что исчезают сами гении. В большей степени анализируется специфика творчества в искусстве, и здесь свою лепту в рассмотрение данной проблемы внес психоанализ.

К.Г. Юнг, представитель психоанализа, использует понятия «одаренность», «гениальность», «талант» как синонимы, имеющие некоторый специфический оттенок. Отличие гениальности от таланта К.Г. Юнг видит в том, что гениальность — врожденный дар (дар богов) и проявляется в жизни вопреки всем внешним обстоятельствам, а талант раскрывается только благодаря внешним условиям. Он пишет: «Большой талант или даже данайский дар гения — это фактор, который определяет судьбу и возвещает о себе очень рано. Гениальность настоит на своем вопреки всему, потому что в её натуре есть нечто безусловное, неподвластное узам». [7, стр. 13] При этом ученый считает, что: «Гений — rarissima avis (уникальное явление — лат.) как феникс, с появлением которого нельзя не считаться. Он возникает сразу и по божьей милости во всей своей силе, сознательно или бессознательно. Талант же — статистическая закономерность и вовсе не всегда обладает соответствующей динамикой. Как и гению, ему свойственно повышенное разнообразие и индивидуальные отличия, которые воспитатель должен иметь в виду». [7, стр. 13]

Таким образом, таланту, по мнению К.Г. Юнга, в противовес гению, можно препятствовать, его можно калечить и извращать — или ему можно способствовать, развивать его и усиливать.

XX столетие характеризуется большим количеством теоретических исследований по проблеме одаренности. Так совершенствуется система диагностики интеллектуального потенциала детей (А.Бине, Т. Симон), разрабатывается психология способностей (Б.М. Теплов), предлагается рабочая концепция одаренности, разработанная коллективом автором и т.д.

В заключении следует отметить, что изучение проблемы одаренности имеет длительную историю. Идеи о божественном происхождении дара постепенно переходят в естественнонаучное русло. В настоящее время современные исследования одаренности осуществляются на стыке психологических, педагогических, социальных наук и направлены на уточнение основных понятий — «одаренность», «способности», «интеллект», на анализ взаимосвязей между интеллектом и креативностью, на разработку учебных программ для одаренных учащихся и т.д.

Маркер А.В.

Литература

  1. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 1 Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовой и профессиональной подготовке / Сост. Салимова К.И., Корнетов Г.Б. — М.: Высшая школа, 1988.
  2. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З Философия духа — М: Мысль, 1977.
  3. Дюбо Ж.Б. Критические размышления о поэзии и о живописи. — М.,
  4. Ион. Перевод Боровского Я.М. // Платон. Сочинения в 3-ех томах / Под общ. ред. Лосева А.Ф. и Асмуса В.Ф. — М., «Мысль», 1968.
  5. Каменский Я.А. / Сост. Чечель И.Д. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.
  6. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 6-ти томах. Том 5. М.,
  7. Ларионова Л.И. Одаренные дети: теория и практика: Монография — Иркутск — Изд. — во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.
  8. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Сочинения — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — ПРЕСС; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.
  9. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах /Пер. с нем. — М: Мысль, 19
  10. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пос. /Под ред. Смирновой С.А. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Академия, 19
  1. Феаг. Пер. с древнегреч. Шейнман-Топшен С.Я. // Платон. Сочинения в 3-ех томах /Под общ. ред. Лосева А.Ф. и Асмуса В.Ф. — М: Академия, 1999.
  2. Шопенгауэр А. Введение в философию: Новые паралипомеры: Об интересном: Сборник / Пер. с нем. — Минск: ООО «Попури»,