Тема: Проблема развития памяти у младших школьников
Страницы: 58
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема развития памяти у младших школьников в процессе обучения по традиционной и развивающей программе……………………..…5
1.1. Память и ее особенности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….5
1.2. Сравнительная характеристика системы традиционного и развивающего обучения…………………………………………………….14
1.3. Влияние системы обучения на развитие памяти у детей младшего школьного возраста………………………………………………..20
1.4. Выводы……………………………………………………………..29
Глава 2. Изучение особенностей памяти у младших школьников……………31
2.1. Методы исследования……………………………………………..31
2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………34
2.3. Выводы…………………………………………………………..…39
Глава 3. Программа психологической помощи детям младшего школьного возраста в развитии памяти…………………………………………………….48
3.1. Содержание программы психологической помощи…………….48
3.2. Рекомендации для учителей и родителей…………………………..54
3.3. Выводы…………………………………………………………..…56
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………………..58
Введение
Под «памятью» понимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти человек накапливает информацию, не теряя при этом прежних знаний и навыков.
Память находится в прямой зависимости от наличия или отсутствии смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.
Изучением процесса памяти занимались такие ученые: Эббингауз Герман, Э. Кремен, Г.Э. Мюллер, К. Левин, Л.С. Выгодский, Э. Жене.
Успешность процесса обучения в школе во многом определяется уровнем развития памяти.
В современных условиях существуют две альтернативные системы обучения: традиционная и развивающая (система обучения по Л.В.Занкову). Развивающая система предусматривает интенсивное и целенаправленное развитие личности по сравнению с традиционными программами.
У младших школьников, занимающихся по развивающим программам: наблюдается успешная адаптация к условиям школьного обучения, интенсивно развиваются познавательные способности, отмечается самостоятельность и глубокая самостоятельность в учебе.
Вопрос о влиянии системы обучения на развитие памяти у младших школьников в настоящее время изучено недостаточно.
Целью нашей работы явилось: Изучение связи особенностей памяти младших школьников с обучением по различным программам (традиционной и развивающей).
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы, необходимой для обоснования данного исследования.
2. Изучить особенности памяти у детей, обучающихся по разным программам.
3. Составить программу психологической помощи детям с низким уровнем развития характеристик памяти.
Объект исследования: память младших школьников
Предмет изучения: Связь особенностей памяти у младших школьников с обучением по различным программам (традиционной и развивающей).
Гипотеза: Мы предположили, что особенности памяти у младших школьников связаны с системой обучения в школе: дети, обучающиеся по развивающей программе, разработанной Л.В.Занковым имеют более высокий уровень характеристик памяти.
В работе использовались следующие
а)методы:
• работа с научной литературой,
• наблюдение,
• работа с документацией,
• эксперимент.
б) методики:
• Тест «Приемы запоминания» Лутонян Н.Г. ;
• Тест «10 слов»; Лутонян Н.Г.;
• Тест «20 двузначных чисел» М.Г. Бархатовой.
Работа проводилась на базе Мамаканской средней школы Бодайбинского района Иркутской области в течении 2006-2007 учебного года, в эксперименте приняли участие 40 учащихся 2-х классов.