Психология

Проблема стрессоустойчивости социальных работников

В условиях современной деятельности человеку предъявляются особые требования. В ситуации социальной и экономической напряженности людям приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям общественной и личной жизни, профессиональной деятельности, выдерживать огромный поток информации, в том числе, негативной.

В 1991 году в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия — социальный работник.

Деятельность социальных работников связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием человека и воздействием на него. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения, активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

Социальный работник обычно работает в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процесс их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него. Сопереживать, сочувствовать, сострадать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно принимать на себя энергетические разряды того, с кем общаешься.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных им клиентов. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока — нервное перенапряжение.

Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение часто становится ценой ответственности, которую платит социальный работник.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным контролем особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за исполняемой деятельностью. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование и безработица. По мере развития в нашем обществе этих признанных институтов будет еще больше повышаться внешний и внутренний контроль за исполняемой деятельностью и, следовательно, будет обостряться проблема эмоционального напряжения. Кроме того, неблагополучность психологической атмосферы деятельности может определяться и конфликтностью в системе «руководитель—подчиненный» и в системе «коллега—коллега». Нервозность обстановки побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов.

Краеугольной становится проблема стрессоустойчивости в условиях возрастающих требований современной трудовой деятельности, так как спектр стресс-факторов труда постоянно расширяется, в результате увеличения скорости и точности реализации трудовых процессов.

Стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой сфере деятельности, как, в личной, так и в профессиональной.

Как пишет российский психофизиолог Ю.И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»

Действительно, стрессовые состояния влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение, депрессию. Согласно психологическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т.д. таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие — устойчивы к нему.

Связи человека с внешней средой многочисленны и многообразны. Если не забывать эволюцию человека и его путь из дикой природы в цивилизацию, то многие проблемы и стрессы будут понятнее. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК. Природа подготовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, в то время как современный человек живет в условиях гиподинамии и температурного комфорта. Следует отметить, что по своей природе люди довольно устойчивы к природным факторам — голоду, боли, физическим нагрузкам, но обладают повышенной чувствительностью к факторам социальным, к которым еще не выработалось врожденной защиты. Кто-то умирает от инсульта после приступа гнева на своих близких, кто-то — от обострения язвы, вызванной напряженной работой, кого-то убивает рак, развившийся после многомесячных переживаний и затяжной депрессии. У наших предков не было ни антибиотиков, ни антидепрессантов, но их организм обладал мощными природными механизмами защиты от стресса. Наши современники, казалось бы, обладают всем могуществом нынешней науки, но тысячами умирают от инфарктов, инсультов и онкологических заболеваний.

Источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию. Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие, а именно длительные и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы. С позиций психофизиологии, длительность стресса важнее, чем его сила. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессорное расстройство. Психологи не сомневаются, что ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем, сильный, но однократный стресс, вызванный более значимой причиной.

Актуальность и важность изучения эмоциональных состояний человека сегодня очень высоки, так как нельзя понять человека и его взаимосвязь с окружающим миром, обходя вниманием эмоции.

Г. Селье доказал, что у всех людей испытывающих стресс по различным причинам, реакция организма стереотипна, что кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому фактору, вызывающему стресс (стрессору). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом. Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса: стадию тревоги; стадию резистентности (адаптации); стадию истощения. На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Г. Селье выделял две формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс.

Полезный стресс «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий: положительный эмоциональный фон; опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее; одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:

Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.

Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма.

Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Г. Селье писал: «вопреки, расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Стресс — это своего рода защитный адаптационный механизм. С его помощью человек получает эмоциональную разрядку, в результате которой находит выход эмоциональная энергия и, таким образом, снимается избыточное напряжение личности. Кроме того, периоды отчаяния и трагедии для некоторых людей являются периодами личностного роста. Для отдельных людей отрицательные эмоции являются стимулом для большей активности по преодолению препятствий. И, наконец, есть люди, которые используют свои страдания, чтобы влиять на других.

Состояние стресса может быть острым или принимать хронический характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса. В наше время стресс принял характер эпидемии.

Как подчеркивает Ф.З. Меерсон, стресс, кроме физиологических, медицинских имеет психологические, личностные признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное напряжение.

Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций; рассеивание внимания, трудность сосредоточения, повышенная отвлекаемость; ослабление функции памяти, проблемы с воспроизведением информации, ухудшение показателей оперативной памяти; уменьшение сенсорной чувствительности; торможение процесса принятия решения, нарушение логики, спутанное мышление, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала. Пассивность и стереотипность поведения, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство — все это затрудняет поиск выхода из стресса и усиливает стресс.

По мнению Ганса Селье, каждый человек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса — «фаза истощения».

Поэтому главный практический вывод из этой закономерности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно решать проблемы сразу по мере их поступления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего необходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

Целью нашей работы явилось изучение стрессоустойчивости социальных работников в период реорганизации предприятия и ротации кадров. Исследование проводилось с помощью методов наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, тестирования. Индивидуально-психологические особенности изучались при помощи набора методик:, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; методика диагностики состояния стресса, адаптирована А.О. Прохоровым; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, адаптирован Т.И. Балашовой.

Нас интересовал вопрос о наличии депрессивных состояний и состояний близких к депрессии, об особенностях переживания стресса; о степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.

Полученные данные, по уровню сопротивляемости стрессу, были объедены в группы: группа «А», сотрудники, имеющие высокий уровень сопротивляемости стрессу; группа « В», сотрудники, имеющие пороговый уровень сопротивляемости стрессу. Группа «А» — высокий уровень сопротивляемости стрессу 52%, из них под воздействием стрессовой ситуации остаются в состоянии без депрессии 35 %, и переходят в состояние легкой депрессии 17%. И ни один сотрудник не испытывает субдепрессивного состояния. Группа «В» — пороговый уровень сопротивляемости стрессу — 48%, из них под воздействием стрессовой ситуации, в состояние легкой депрессии переходят 13 % сотрудников, и в субдепрессивное состояние переходят — 35%, состояние без депрессии не испытывает ни один сотрудник.

Анализ полученных результатов обнаружил, что, люди с высоким уровнем сопротивляемости стрессу под воздействием стрессовой ситуации, не испытывают субдепрессивного состояния или маскированной депрессии, но могут иметь легкую степень депрессии ситуативного характера. У людей, с пороговым уровнем сопротивляемости стрессу, под воздействием той же ситуации, диагностируется, как легкая депрессия ситуативного характера, так и маскированная депрессия. Мы предполагаем, что люди с низким и пороговым уровнем сопротивляемости стрессу более подвержены воздействиям стрессовых ситуаций и чаще могут испытывать состояние дистресса, и страдать маскированной депрессией.

Таким образом, не смотря на то, что приведенные данные являются предварительными и требующими дальнейшего изучения, они, тем не менее, дают основание считать, что изучение данной проблемы более чем актуально на сегодняшний день и требует пристального внимания, как со стороны, институтов и органов, ведущих контроль за социальными работниками, так и со стороны самих работников, так как человеку очень важно научиться прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять, где проходят грани между полезным и вредным напряжением, между эустрессом и дистрессом, человеку приходиться экспериментировать с эмоциональными и физическими нагрузками, но только таким путем можно установить пороги стрессоустойчивости и стрессочувствительности того или иного индивидуума.

Во многих своих проблемах человек виноват сам. Составными частями образа жизни человека являются и трудовой день, и качество и режим питания, двигательная активность, качество и количество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от человека зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым и пассивным.

Если человеку удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью образа жизни, то он станет уравновешеннее, и будет спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо помнить, что человек в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. человек обладает способностью ауторегуляции.

Можно выделить несколько основных методов профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса.

Автоматическая релаксация тревоги состоит из трех последовательных фаз, согласно теории Г.Се- лье: импульс; стресс; адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль, человек успокаивается. Если же адаптация нарушается, или отсутствует, то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

Следовательно, если человек хочет направить свои силы на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое мышечное напряжение.

Овладеть методом релаксации довольно просто — для этого не требуется специального образования или природного дара. Есть только одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации необходимо осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.

При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением мира.

Неумение сосредоточиться — фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит, в конце концов к истощению, главным образом, психическому. В таком случае необходимы концентрационные упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня.

В нормальных условиях жизнедеятельности человек о дыхании человек не думает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становиться трудно, дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Иногда при сильном испуге или напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человеку важно помнить, что он также имеет возможность сознательно управлять дыханием, и использовать это умение для успокоения и снятия напряжения — как мышечного, так и психического.

Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Такой метод профилактики стресса, как противострессовая «переделка» дня, очень действенный. Часто при возвращении домой люди приносят свою рабочую активность и возбужденность в семью, порой вымещая на домашних свое плохое настроение. Таким образом, дома «поселяется» стресс, а виной всему — неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

Часто человек неожиданно оказывается в стрессовой ситуации, кто-то оскорбил, разозлил, обругал начальник, заставил нервничать кто-то из близких — начинается острый стресс. Сразу важно суметь взять себя в руки и сказать себе «Стоп», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Здесь необходима только самопомощь. Минутная релаксация, противострессовое дыхание, резкое отвлечение мыслей на какие-либо предметы, их перебор или пересчет и мн.др.

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации, т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины — таких причин всегда множество; в- третьих, нужно найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот не сложный, однако требующий терпения. В течении нескольких дней — по возможности ежедневно — необходимо делать в дневнике простые пометки: когда, при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные обстоятельства способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса. Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает то или иное недомогание, происходит это на работе или дома. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что вызывает стресс и что или кто мешает жить.

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой — реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К.В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы: аутогенную тренировку; различные методы релаксации; системы биологической обратной связи; дыхательную гимнастику; включение в жизнь человека положительных эмоций; музыку; физические упражнения; психотерапию; физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон); иглоукалывание и др.

При этом отмечается, что выбор какого-то метода коррекции стресса должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений. Особо подчеркивается, что речь должна идти не о «среднестатистической норме», а о нормальных именно для данного индивидуума жизненных показателях. Кроме того, для коррекции стресса необходимо помимо специфических мер психологического воздействия использовать и общеукрепляющие методы. Например, профилактика нарушений сердечно-сосудистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание.

Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные народные средства, проверенные временем, т.е. «житейские». К психологическим, которые человек иногда использует сам, можно отнести и: изменить отношения к ситуации; вспомнить о тех людях, которым еще хуже; излить душу другу или подруге; отнестись к ситуации с юмором; выслушать совет компетентного человека и т.д.

Чтобы разобраться в многочисленных приемах, направленных на уменьшение психологического стресса, необходимо систематизировать их в соответствии с определенными признаками. Выделяют, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой положена природа антистрессорного воздействия: физическая, химическая или же психологическая.

В основу второй

  • способ внедрения в сознание антистрессорной установки — самостоятельный или при помощи другого человека.

Наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса — воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности.

Следующая группа

  • биохимические методы — включают в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь, ароматерапию. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники. Психологические методы уменьшения стресса — это аутотренинг, медитация, дыхательные техники и др.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регуляции уровня стресса является внешний — с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека. Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры и т.д.

Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств: магнитофона, на который записывают формулы аутогенной тренировки; видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся картины природы; обучающих компьютерных программ для релаксации; разнообразных устройств биологической обратной связи.

Закирова О.А.

Литература

  1. Александров Ю.И. Психофизиология. СПб.,
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М,,
  3. Выготский Л.С. Психология. СПб., «Питер», 2002.
  4. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М.,
  5. Гройсман А.А. Медицинская психология. М.,
  6. Дружинин В.И. экспериментальная психология. М., 1997.
  7. Знакова Т.А., Огнев А.С. Профессиональное выгорание руководителей// Управление персоналом. 2003. № 11 (88)
  8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., «Питер», 2007.
  9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., «Питер», 2006.
  10. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб., «Питер», 2003.
  11. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб., Речь, 2003.
  12. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., «Питер», 2006.
  13. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.
  14. Щербатых Ю.В. Психология страха. М.,