Тема: ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
Страницы: 27
Мир вокруг нас постоянно меняется, и все проявления жизни порождаются взаи¬модействием сил природы. Живые существа должны уметь адаптироваться (приспо¬сабливаться) к новым условиям. Для адаптации к непостоянству внешнего мира и возникает психика, которая есть только у достаточно высокоорганизованных живых существ, имеющих нервную систему.
С появлением нервной системы организмы получили возможность быстрой адап¬тации к изменяющимся условиям среды, что дало преимущества в борьбе за суще¬ствование. Так, млекопитающие и одноклеточные организмы отделены друг от друга пропастью. Они «видят» окружающий мир слишком по-разному. Амеба в своем окру¬жении выделяет только жизненно необходимые для нее объекты, тогда как психиче¬ская реальность млекопитающих несравненно богаче. Появление же в эволюции че¬ловека стало началом еще более решительных изменений в отношениях организма со средой и сопровождалось соответствующими изменениями в психике.
Учитывая актуальность качественных изменений психики, происходящих в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленных усложнением их взаимодействия с внешней средой, была выбрана тема данной курсовой работы: «Проблемы возникновения и развитие психики в филогенезе».
Объектом является психическое отражение объективной реальности.
Предметом выступает процесс изменения психики как продукта эволюции.
Цель курсовой работы: проанализировать закономерности эволюционного процесса филогенетического развития психики.
В соответствии с целями курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Задачи курсовой работы:
— изучить теории возникновения и развития психики;
— рассмотреть критерии психического отражения в трудах А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри;
— раскрыть понятия «психическое развитие» и «филогенез»;
— проследить взаимосвязь усложнения психики с развитием в ходе эволюции нервной системы;
— отметить факторы, определяющие характер поведения и психику животных;
— привести отличительные особенности психики человека от психики животных;
— сравнить представления о стадиях развития психики А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри.
Для решения указанных задач использовался такой метод исследования как анализ научной литературы по проблеме исследования.
В качестве теоретического материала использованы работы: Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я., Фабри К.Э., Александрова Ю. И.
Практическая значимость данной курсовой работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней предпринята попытка систематизировать основные этапы развития психики, что может быть использовано при сопоставительном анализе различных авторских подходов к проблеме филогенеза.
Структурно курсовая работа состоит из введения, одной главы, шести разделов, заключения и списка литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы возникновения и развития психики в филогенезе………………………………………5
1.1.
Понятия «психическое развитие» и «филогенез»…………5
1.2. Проблема происхождения психики………………………..6
1.3. Тенденции развития психики………………………………9
1.4. Возникновение психики в эволюции живых существ…..12
1.5. Стадии развития психики с точки зрения различных подходов……………………………………………………16
16. Выводы……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….29