Правоотношения

Проблема взаимодействия Федерального собрания и президента РФ

Конституционная модель Президента в Российской Федерации достаточно самобытна и не вполне вписывается в традиционные схемы организации президентской власти. Ее своеобразие объясняется особенностями исторического развития, культуры, геополитического положения нашей страны. Полномочия главы государства в области законодательной власти довольно объемны, но основополагающим во взаимодействии федерального представительного органа и Президента РФ является участие последнего в законодательном процессе. Конституция РФ закрепила за главой государства ряд существенных функций на всех стадиях процесса принятия законов. Принятым и вступившим в силу считается закон, который внесен, рассмотрен, принят парламентом, подписан и обнародован Президентом РФ в соответствии с процедурой, установленной Основным законом России и регламентами палат Федерального Собрания. Внесение законопроекта в парламент называется законодательной инициативой. Глава государства обладает этим правом согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ. Внесение законопроекта в Государственную Думу оформляется письмом Президента РФ и направляется на имя председателя палаты вместе с сопутствующими документами. Глава государства оказывает сущес­твенное влияние на работу Совета Федерации как непосредственно, так и через своего полномочного представителя, участвуя в процессе принятия законов на иной стадии.

Степень воздействия Президента на процесс принятия законов на данном этапе имеет наибольшую силу, поскольку, согласно ст. 107 Конституции РФ, глава государства вправе не подписывать тот или иной закон. Проблема преодоления президентского вето палатами Федерального Собрания видится чрезвычайно актуальной. Решение указанной проблемы видится в создании согласительных комиссий с участием Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы либо в более активной работе полномочных представителей главы государства и верхней палаты парламента в Государственной Думе на первоначальных стадиях законодательного процесса. Значимость рассматриваемого полномочия главы государства очевидна, поэтому, на наш взгляд, в случае отклонения закона Президент РФ должен издавать указ. Во-первых, указ – нормативный акт, подлежащий опублико­ванию не только в газете, но и в «Собрании законодательства Российской Федерации», что позволяет кодифицировать такие акты. Во-вторых, между указом и преодолевающим вето федеральным законом, принятым парламентом, существует установленная иерархия. Наложение вето на Федеральные законы «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц», «О личном подсобном хозяйстве» было вызвано не только нарушением Конституции РФ и Федерального Законодательства, но и технико-юридическими погрешностями, внутренними противоречиями [4, 7]. Так, в Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Рос­сийской Федерации с иностранными государствами» обнаружено несоответствие нормам международного права, а отдельные положения закона ограничивали конституционные полномочия главы государства [5].

Отклонение законов по экономическим соображениям происходит в связи с невозможностью их финансового обеспечения. Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты, предусматривающие расходы, скрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. Информация, содержащаяся в заключении, «позволяет судить о том, имеют ли возможные последствия принятия будущего федерального закона финансовое покрытие из федерального бюджета, да и о самом характере таких близких и отдаленных последствий тоже» [4, 7]. Одной из причин наложения вето на Федеральный закон «О лекарственных средствах» явилось отсутствие такого заключения [6]. Существует мнение, безусловно заслуживающее внимания о том, что «кон­ституционно установленной должна быть функция Правительства давать заключения по любым законопроектам, поскольку Правительство по сути дела выступает как бы головным органом организации исполнения законов» [1].

Политический мотив преобладает при отклонении, как правило, осно­вополагающих законов. Вместе с тем, как отмечает Л.А. Окуньков, несогласие Президента РФ «чаще всего проявляется не столь прямолинейно, а «тонет» в перечислении многочисленных юридико-технических изъянов, которые давно стали своего рода ахиллесовой пятой отечественного правотворчества» [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что тенденция к уменьшению числа таких законов появится только тогда, когда Федеральное Собрание на всех этапах законодательного процесса будет обращать особое внимание на позицию главы государства по каждому законопроекту. Кроме того, палаты парламента обязаны каждый проект подвергать тщательной научной проработке, дабы исключить возможность неподписания закона Президентом РФ из-за нечеткости формулировок или дублирования норм.

М.М. Чупрова, А.Г. Ступина, А.В. Головных

Литература

  1. Карапетян С.А. Источники конституционного права Российской Федерации // Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – РнД, 1998. – С. 17.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М., 1996. – С. 442.
  3. Окуньков Л.А. Вето Президента. – С. 17.
  4. Российская газета. – 1997. – 6 августа.
  5. Российская газета. – 1997. – 12 августа.
  6. Российская газета. – 1997. – 4 июля.
  7. Российская газета. – 1999. – 4 февраля.