Социально-экономические науки

Проблемы формирования конкурентоспособности кластера швейной промышленности на территории Алтайского края

В последнее время существенно активизировались исследования в области управления предприятиями с целью обеспечения конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. Конкуренция выступает как одна из самых главных черт рыночного хозяйства. В результате формирования нового рыночного механизма идет изменение старых связей, формирование новой системы отношений, сопровождающихся кооперацией и специализацией, как между предприятиями, так и целыми регионами. Под воздействием всех трансформаций в экономике происходит формирование кластеров, которые в дальнейшем должны стать центрами роста российской экономики и обеспечить её конкурентоспособность.

Первоначально определим, что такое кластер.

И.С. Ферова отмечает, что в теории М. Портера имеются некоторые недоработки. В частности, определение кластера основывается на принципе пространственной близости. Проблема в данном случае заключается в том, что географическая терминология используется весьма вольно, вероятно, как признает и сам Портер, в зависимости от того, какова цель того или иного исследования или кто является заказчиком или исполнителем данного исследования. Основной недостаток этой теории состоит в том, что она не содержит никаких указаний на ограничения в пространстве, на то, как именно происходят различные процессы образования кластеров [3].

Ю. Яновская отметила то, что границы кластера определяются исключительно деловыми связями и могут пересекать как административные, так и государственные границы [4].

Ю. Яновская отмечает, что кластеры охватывают область связанных между собой объектов, имеющих большое значение в плане конкурентоспособности. Они включают поставщиков специальных ресурсов (комплектующих, инструментария, услуг) и особых видов инфраструктуры [4].

Таким образом, под кластером будем понимать в широком смысле, и рассматривать как систему отношений между субъектами рынка вертикального и горизонтального характера носящими долгосрочный характер.

В настоящее время конкурентоспособность любого субъекта рынка рассматривается как сложная иерархическая система.

Вклад в исследование проблемы конкурентоспособности внесли такие исследователи, как И. Гурков, Н. Титова, С. Коломейцев, В.И. Синько, А.Н. Чубинский, О.С. Ракитова, В.Д. Андрианов, Х. Фасхиев и др. [2].

В.Д. Андрианов определяет конкурентоспособность как многоплановую экономическую категорию, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:

  • конкурентоспособность товара;
  • конкурентоспособность товаропроизводителя;
  • отраслевая конкурентоспособность;
  • страновая конкурентоспособность [1].

Таким образом, формирование конкурентоспособности кластера зависит от всех уровней конкурентоспособности.

На основе анализа взаимодействия предприятий швейной промышленности Алтайского края с другими регионами были сделаны выводы о том, что предприятия, входящие в кластер на территории Алтайского края, находятся на одинаковом уровне по технологическому развитию с предприятиями других регионов; испытывают сильную как внутреннюю, так и внешнюю конкуренцию (включая производителей Китая, Турции, Белоруссии и т.д.); отработанная система откатов (бонусов) препятствует формированию распределения продукции на основе принципа её конкурентоспособности; отдельные региональные органы власти для поддержания местного (регионального производителя) прибегают к нерыночным механизмам поддержки, которые являются незаконными и формируют барьеры проникновения на рынок, выступая препятствием формирования рыночных отношений, ограничивая возможность кластеров других регионов развивать свои конкурентные преимущества.

Учитывая низкую покупательскую способность населения Алтайского края и ограниченность выхода на другие рынки, кластер в настоящий момент времени имеет низкий потенциал роста конкурентоспособности.

С.В. Макаров

Литература

  1. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 662 с.
  2. Макаров С.В. Методы определения конкурентоспособности предприятия: проблемы методологии // Формирование рыночных отношений в региональном АПК: Материалы международной заочной научно-практической конференции / Под общ. ред. М.П. Гриценко. – Барнаул: Аз Бука, 2004. – С. 323–333.
  3. Ферова И. С. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион: экономика и социология. – 2005. – № 1. – С. 56–70.
  4. Яновская Ю. Кластеры. Что это такое? // Власть. – 2003. – № 3. – С. 73–76.