Социально-экономическое развитие

Проблемы государственного регулирования ВЭД в Японии

Сегодня Япония – активный участник международных экономических отношений, крупнейшая держава, авторитетный и влиятельный член практически всех ведущих глобальных и региональных международных организаций. Располагая 2,4 % населения и 0,3 % площади земной суши, она занимает первое место по размерам золото-валютных резервов, третье место в международной торговле (6,4 % мирового импорта и 9,1 % мирового экспорта) [1], на ее долю приходится 40 % мировых банковских активов, объем прямых инвестиций превышает 12 % общемировых [2].

Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии. К функциям данной системы относится: анализ экономической ситуации в стране и за рубежом, выработка стратегии развития, использование системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера. Таким образом, именно продуманная государственная политика внешнеэкономического регулирования в значительной степени способствовала превращению внешнеторговых связей и экономического сотрудничества Японии с зарубежными странами в действенный фактор экономического развития страны.

В практике регулирования внешнеэкономических связей Японии задействован широкий спектр взаимно дополняющих методов:

  1. Система мер законодательного и административно-правового регулирования это иерархическая пирамида, вершину которой венчает «Закон о валютном обмене и внешней торговле», определяющий общую концепцию государственного регулирования ВЭД. К основным особенностям закона можно отнести следующие:
  • Закон исполняет роль своего рода законодательных рамок системы внешнеэкономического регулирования в Японии;
  • исходя из принципа свободы внешнеэкономических операций, Закон предусматривает минимально необходимый государственный контроль для нормальных условий, и лишь для чрезвычайных обстоятельств (например, при резком ухудшении состояния платежного баланса страны) им допускается введение системы лицензирования трансакций;
  • Закон регулирует полномочия детального регулирования внешнеэкономической деятельности в тех или иных областях правительственным и министерским ордонансами;

Следующий уровень законодательных актов составляют законы, регулирующие основные блоки ВЭД:

  • экспортно-импортные операции (Законы: об экспортной инспекции; о страховании внешней торговле; о чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии …);
  • таможенно-тарифное регулирование (Законы: о таможне; о таможенном тарифе …);
  • содействие торговле (Законы: об экспортной инспекции; о страховании внешней торговли; о чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии…).

В основе данной пирамиды лежат нормативные акты:

  1. Экспортное регулирование в Японии осуществляется с помощью следующих видов экспортного контроля: за экспортом товаров и технологий двойного назначения; за экспортом вооружений и оборудования для их производства; за сырьем для химического оружия; за ядерными материалами. Во всех этих случаях необходимо разрешение МВТП.

Одним из факторов, позволяющим японским товарам успешно конкурировать с продукцией других стран на мировом рынке, является высокий уровень качества, обеспечиваемый рядом организационно-правовых мероприятий.

В японском экспорте наиболее важную роль позицию занимает машинно-техническая продукция (73, % в 1997 г.) [2], в том числе автомобили, полупроводники, офисное оборудование, суда, научные и оптические приборы, силовые установки. Вывозится также продукция химической промышленности (пластмассы), металлургии (сталь), текстильной промышленности (синтетические волокна и ткани) и т.д. Контроль качества экспортируемых товаров поставлен на соответствующую институциональную основу или частичными инспекционными организациями.

Сегодня в Японии существует три правительственных органа (Институт по проверке текстильной продукции МВТП, Институт по проверке продукции сельского хозяйства и лесоводства, Бюро судоходства министерства транспорта) и 36 уполномоченных частных агентств по контролю качества экспортной продукции.

  1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии тесно связано с задачами структурной перестройки национальной экономики. Таможенный тариф является важным инструментом защиты национальных производителей в целом ряде чувствительных отраслей, прежде всего в аграрном комплексе. Расширению поставленных задач содействуют различие ставок таможенного тарифа, использование тарифных экслакаций и т.д.
  2. Экономические рычаги имеют большое значение в регулировании внешнеэкономических действий. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компания является банк «Эксимбанк». В стране действует система, которая стимулирует экспорт и импорт.

На данное время в Японии развита система государственного страхования торговли и инвестиций. Действуют следующие основные виды страхования торговли:

  • общее страхование валютных векселей;
  • страхование валютных рисков;
  • страхование экспортных векселей;
  • страхование экспортных облигаций;
  • страхование авансовых платежей за импорт;
  • страхование зарубежных платежей за импорт;
  • кредитования зарубежных предприятий.

Эта система играет большую роль в регулировании и развитии внешнеэкономических связей. Для Японии характерен высокий уровень охвата внешней торговли государственным страхованием, самый высокий приходился на начало 70-х годов – 65–66 %, в 80-е годы эти цифры снизились, однако в начале 90-х годов, в связи с введением новых видов государственного страхования, он вновь поднялся до 45 %. Это самый высокий уровень в мире.

  1. Система обслуживания внешнеэкономической деятельности носит разветвленный характер, охватывает следующие сферы: сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультативных услуг, организация рекламно выставочных работ и т.д., что в свою очередь повышает эффективность ВЭД и содействует к приобщению новых участников. Ее организаторами выступает государство, финансирующее эту деятельность из бюджетных средств.
  2. Информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. К этой деятельности привлекаются многочисленные государственные организации: МИД, МВТП, Управление науки и техники, Управление экономического планирования и т.д. Например, МИД комплектует экономические отделы посольств Японии за рубежом на межведомственной основе, привлекая экспортеров экономических министерств и ведомств МВТП, УЭП, Министерство сельского хозяйства и т.д.

Особое место в этом ряду занимает японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО). Данная организация осуществляет исследовательскую и практическую работу по вопросам доступности внешних рынков, стоимости вывоза товаров; установление импортных пошлин, квот; трудового законодательства и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что все составляющие данной системы играют важную роль в развитии и поддержании внешнеэкономических отношений. А также значительно повышают эффективность экономической политики, сочетая ее с законами рынка.

Н.А. Кардова

Литература

  1. Иванов О. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: опыт Японии.
  2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Информационно-внедренческий центр, 2000 – 368 с.