Информационные технологии

Проблемы интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционный учебно-воспитательный процесс и пути их решения

Эпоха стремительных перемен в информационно-коммуникационной инфраструктуре заставляет искать новые пути приобретения и передачи знаний, переосмысливать роль человека в этих процессах. Исторический опыт показывает, что появление каждого нового средства хранения и передачи информации каждый раз порождает новую образовательную модель, причем, чем совершеннее средство, тем быстрее идет процесс ее формирования. Очевидно, что компьютер в выше названной функции во много раз совершеннее предыдущих информационных средств, и уже на одном этом основании можно с уверенностью прогнозировать возникновение очередной образовательной модели, построенной на компьютерных технологиях. Этот процесс, скорее всего, будет происходить гораздо быстрее, а изменения, которые он принесет, окажутся гораздо радикальнее, чем в предшествующие эпохи: компьютер, имея огромные преимущества перед книгой как хранилищем информации, обладает целым рядом возможностей, ей недоступных. Электронная форма для учебного пособия – дело сколь важное, столь и новое для учебного процесса. Какие цели преследует использование этой формы? Каковы плюсы и минусы такого пособия?

Во-первых, и это самое главное, – очевидным является то, что это мобильная современная форма, представляющая пользователю определенные удобства. Не всегда есть время при современном ритме жизни студента идти в библиотеку, искать соответствующий материал в журналах и справочных пособиях. Материал, который можно найти на сайтах в Интернете – не всегда высокого качества, плохо упорядочен и пользование им в учебных целях не плодотворно. Электронный учебник же можно «раскрыть» тогда, когда это удобно пользователю – не только в библиотеке, но и дома, в компьютерном классе.

Во-вторых, электронный учебник дает возможность, отсутствующую в традиционном учебном пособии – выходить на разные уровни углубленного изучения материала. Студент получает возможность использовать не только сам текст лекции, но познакомиться с определением основных терминов и понятий, используемых в науке. Имена, упоминаемые в тексте, сопровождаются краткой биографической справкой, анализом основных вех творчества. Студент получает обширный справочный материал, который дает более глубокое представление о том или ином мыслителе, что не всегда доступно при традиционной форме обучения.

В-третьих, в электронном пособии есть возможность совмещения и учебного материала, и методического. Пособие представляет собой единый учебно-методический блок. Кроме текста лекции с системой гиперссылок и глоссарием, даются вопросы для тренинга, самопроверки, формулируется методическая установка при изучении темы. Большое количество схем, таблиц делает восприятие материала более упорядоченным и наглядным.

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменить книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтение книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтение и изучение обычного учебника, а напротив, побуждать студента взяться за книгу. Поэтому, приоритетным в создании новых информационных технологий, является совмещение полиграфических учебников с электронными ресурсами, которые уже созданы или будут создаваться (западные фирмы уже не представляют СD без бумажного учебника). Информационное общество столь бурно развивается, что в полиграфический учебник целесообразно закладывать лишь те фундаментальные знания, которые будут актуальны, по крайней мере, в течение ближайших 10 лет. А вот переменная составляющая учебного процесса должна уйти на диск.

Методическая эффективность цифровых изданий достигается благодаря образному восприятию и эмоциональному воздействию на учащегося, которое способен обеспечить грамотно построенный и хорошо согласованный аудиовизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями. Стержнем хороших образовательных электронных изданий является не текст, а именно изобразительный ряд. Он является не вспомогательным, а основным каналом передачи информации. Кроме того, тщательно проектируя электронные издания «от изобразительного ряда», можно минимизировать самую вредную для зрения форму работы с компьютером – чтение текстов с экрана. Сочетание крупных графических образов и звукового ряда позволяет не только эффективно доносить информацию, но при этом почти не наносить вред здоровью. Делая особый акцент на визуальной организации, можно сбалансировано строить процесс обучения с учетом работы левого полушария (абстрактно-логического мышления) и правого полушария (наглядно-образного мышления) головного мозга.

Виток спирали информатизации раскручивается все выше и выше. Но нельзя забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Конечно, электронный учебник имеет свои естественные ограничения – он хороший помощник, особенно в формах дистанционного образования, но никогда не заменит живого процесса общения преподавателя и студента, когда идет не только информационное воздействие, но и общение личностей.

Очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями. Появление и развитие компьютерных технологий неминуемо должно привести к смене существующей образовательной парадигмы. Сопротивление педагогов, ещё имеющее место, несомненно, будет преодолено, и не только потому, что компьютер давно уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно молодёжи, но и ввиду отсутствия адекватных средств обучения.

О.А. Киселева