Социально-экономические науки

Проблемы национальных отношений и национальной политики в России

Национальная проблематика для современной Российской Федерации является одним из главных направлений ее деятельности.

К основным проблемам в сфере национальных отношений относятся: развития федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов РФ, муниципальных образований и укрепление целостности Российского государства; политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, прежде всего северных народностей; достижение и поддержка стабильности, прочного мира на Северном Кавказе.

Также к основной проблеме в сфере национальных отношений можно отнести обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия, пронизывают духовную атмосферу нашего времени.

Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов — расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений. Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Для решения названной проблемы Российская Федерация и ее субъекты в лице своих органов заключают между собой договоры и соглашения о разграничении полномочий, предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

Еще одним аспектом, который также требует внимания, является национальная политика РФ. Концепция государственной национальной политики РФ провозглашает, что в отношениях северных народностей на первый план выступают социальные проблемы и проблемы сохранения их языков и культур, которые должны решаться на основе специальных программ. В настоящее время государство принимает определенные шаги по развитию институтов национально-культурной автономии. Национально-культурная автономия позволяет гражданам, принадлежащих к различным национальным общностям, в частности к малочисленным дисперсно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Одной из составляющих современной национальной политики является государственная поддержка соотечественников за рубежом. На этом направлении государство ставит перед собой задачу создания с помощью межгосударственных договоренностей условий для свободы передвижения людей, гуманитарных контактов, гарантирования прав собственности этнических россиян, их прав в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Еще одни разделом национальной политики Российского государства является национально-языковая политика. Язык не просто элемент любой национальной культуры. Он всегда сосредоточие всех иных культурных форм жизнедеятельности и творчества людей. Государство берет на себя обязательство по гарантированию языкового суверенитета каждого российского народа независимо от его численности и правового положения, каждого индивида независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания.

Русский язык как основное средство межнационального общения российских народов является государственным языком РФ.

Важным способом государственной поддержки национальных языков служат государственные программы по их сохранению и развитию.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.

Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» 1991г. №50 охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

Синицына Т.М.

Литература

  1. Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничество между государствами в соответствии с Уставом ООН» от 24 октября 1970 г.
  2. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991.-№50.
  3. Политология: учебник. // Под ред. Р.Т. Мухаева. — М.,