Региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса. Регионализация становится «социальным заказом» общества.
Регионализация высшего образования – важнейшая часть национальной системы образования, выполняющая целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. Регионализация, вызванная, с одной стороны, социально-экономическим кризисом, а с другой, реформированием всей системы образования, имеет как свои положительные, так и отрицательные черты. К числу положительных относится то, что региональные вузы, в большей мере учитывая потребности региона в специалистах той или иной профессии, могут оперативно реагировать на изменения в спросе на них. К числу отрицательных – не всегда высокое качество выпускаемых специалистов.
Выполнение задач приведения региональной системы высшего образования к режиму сбалансированного функционирования предстоит осуществлять в большинстве случаев на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки, в условиях кризиса идеологии, нравственности и духовности. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития страны. Сами по себе процессы становления региональности нового типа в условиях России носят противоречивый, болезненный (порой парадоксальный) характер, требуя не только большей выверенности политической практики, но и большей восприимчивости научно-философской мысли к региональным феноменам.
Отмечая позитивное значение социологических исследований в сфере образования, следует учитывать то, что ряд важных его аспектов еще только включается в аналитический процесс. Среди них особую актуальность и практическую необходимость имеет определение региональных концепций управления институтами и университетами с точки зрения их социальной направленности. Следует учитывать и то обстоятельство, что процессы регионализации образования, как и в целом, процессы реформирования в России, в настоящее время во многом носят стихийный характер: не изучены их сущностные параметры и характерные закономерности, не раскрыты связи и структурные отношения региональных систем в общем образовательном пространстве России и в контексте процессов культурно-цивилизационного роста, а также общие процессы социокультурной и институциональной трансформации.
Приоритетность образования в современном обществе в сочетании с усилением региональных начал развития российского общества в период перехода к рыночным отношениям позволяет предположить, что в развитии регионов начался новый этап становления экономической структуры территорий. Ведущую роль в формировании рынков труда и образовательных услуг здесь должны сыграть учебные заведения, которые при определенных условиях могут выступать одним из факторов экономического роста повышения качества жизни населения.
Региональная образовательная политика все больше начинает детерминироваться региональными проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса. Регионализация становится «социальным заказом» общества.
Регионализация высшего образования – важнейшая часть национальной системы образования, выполняющая целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. Регионализация, вызванная, с одной стороны, социально-экономическим кризисом, а с другой – реформированием всей системы образования, имеет как свои положительные, так и отрицательные черты. К числу положительных относится то, что региональные вузы, в большей мере учитывая потребности региона в специалистах той или иной профессии, могут оперативно реагировать на изменения в спросе на них. К числу отрицательных – не всегда высокое качество выпускаемых специалистов.
Выполнение задач приведения региональной системы высшего образования к режиму сбалансированного функционирования предстоит осуществлять в большинстве случаев на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки, в условиях кризиса идеологии, нравственности и духовности. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития страны.
Е.А. Ильина