Предприятие розничной торговли приобретает или получает под реализацию предметы с целью последующей их перепродажи. Такие предметы называются товарами. Предприятие реализует товары, главным образом, непосредственно населению по розничным ценам, за наличный и безналичный расчет через контрольно-кассовую машину, а также учреждениям и организациям для удовлетворения потребностей их контингента.
В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.
Товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации.
Учет товаров на предприятии розничной торговли организуется по продажным (розничным) ценам. Розничная цена включает в себя отпускную цену (оптовую), торговую наценку для покрытия торговых издержек организации розничной торговли.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением системы учета и контроля в организации.
Основным объектом учета в розничной торговле являются товары, а именно операции, связанные с отражением их поступления и выбытия.
Главной целью контроля и учета в розничной торговле являются:
— контроль сохранности товаров;
— своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов, эффективности их использования и о величине издержек по реализации.
В основе достижения этих целей лежат следующие основные принципы учета товаров:
— единство показателей при реализации товаров отделов предприятия розничной торговли;
— возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
— организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;
— единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;
— периодическая проверка путем проведения инвентаризации фактических остатков товаров и сравнение их с данными системы учета и контроля для проверки обеспечения сохранности ценностей;
Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения поставленных задач. Задачи, стоящие перед системой учета товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
Предпринимательство, в широком смысле – самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно скрывают реальную хозяйственную и инвестиционную деятельность. Для облегчения понимания предпринимателями своей деятельности необходимо создать точную систему учета и контроля финансовых ресурсов предприятия.
А.Н. Марышева