Психология

Профессиографическое исследование личностных особенностей сотрудников пенитенциарного (исправительного) учреждения

В настоящее время важной проблемой является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающей создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста – профессионала.

Психологу, работающему в сфере правоохранительных органов необходимо знать каким образом составляется описание различных видов юридического профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий.

Кроме использования разработанных описаний юридических специальностей (профессиограмм), психологу нужно уметь самостоятельно выделить и описать особенности профессий, характерные для того или иного вида юридической деятельности.

Целью исследования явилось изучение профессионально важных личностных особенностей сотрудников пенитенциарного (исправительного) учреждения.

Объект исследования юристы – профессионалы, сотрудники пенитенциарного (исправительного) учреждения. Предмет – профессиографическое изучение личностных особенностей сотрудников пенитенциарного учреждения. Гипотеза такова: существует профиль оптимальных личностных особенностей идеального кандидата на службу в пенитенциарное учреждение.

Методологической основой работы послужили: теория профессиональной ориентации Е.А. Климова, К.К. Платонова, модульный подход в профессиографировании В.Е. Гаврилова, теория психолого-профессионального отбора и психодиагностики В.А. Бодрова, Е.А. Климова. Мы опирались на теоретические положения о профессионально важных качествах изложенных Е.М. Ивановой, основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм А.К. Марковой, Ю.В. Котеловой; также основой является теория исследования психологических аспектов профессиональной деятельности юристов, разработанная В.Л. Васильевым, М.И Еникеевым, В.В. Романовым.

Для проверки выдвинутой гипотезы использовалась совокупность методов, включающих в себя: анкетирование, беседа, анализ аттестационных характеристик, схема описания профессиональной деятельности (Климов Е.А.), методики тестирования мотивационной структуры личности (Мильман В.Э.), оценки удовлетворенности работой (Розанова В.А.), склонности к риску (Шуберт Г.), опросник для определения выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успеха, опросник «Стремление к самозащите и уровень мотивации избежания неудач», опросник Мехрабиана А. «Изучение аффиляции»; тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST).

Исследование проводилось на базе исправительного учреждения № 2 (ИТУ-2) г. Ангарска. В нем приняли участие 35 человек, из них 25 мужчин и 10 женщин, в возрастном диапазоне от 24 до 58 лет. Все испытуемые имеют офицерские звания и высшее юридическое образование.

Нами была разработана, по схеме описания профессиональной деятельности (Е.А. Климова), профессиографическая модель труда сотрудника пенитенциарного (исправительного) учреждения. Ее составляющими являются такие критерии как: цель труда, орудия и средства труда, речь, поведение, степень коллективности процесса, длительность рабочего дня, виды риска, виды ответственности, степень проблемности трудовых ситуаций.

На основании этого получены следующие результаты: цель труда сотрудников учреждения – преобразующая, средствами труда являются ручные инструменты, речь и поведение деловое. Большая часть времени приходится на общение с осужденными. Условия труда представляют собой высокую степень коллективности процесса. А степень организации самостоятельности труда равнозначна, то есть сотрудник может выступать, и как организатор собственной деятельности, так и быть организатором работы других людей. По особенностям трудового взаимодействия отмечены многочисленные контакты во время деятельности, по типу партнерства – постоянные сотрудники. Проблематичность трудовых ситуаций оценивается как средняя. Сотрудники несут ответственность за жизнь и здоровье других людей. Работа в пенитенциарном учреждении преобладает в помещении, рабочий день – ненормированный.

Кроме того, предложен профиль оптимальных личностных особенностей юриста – сотрудника пенитенциарного учреждения, включающий в себя следующие компоненты:

  • структурно-уровневые характеристики интеллекта (по тесту Амтхауэра, в частности показатели по субтестам 1 «практический интеллект», 2 «интуитивное понятийное мышление», 6 «формально-логическое мышление» и 7 «образный синтез» находятся на хорошем уровне развития; остальные данные по субтестам располагаются не ниже средней границы;
  • мотивационный профиль структуры личности направлен на «работу»;
  • потребность в аффиляции – показатели по шкале «стремления к принятию» выше, чем показатели шкалы «страх быть отвергнутым»;
  • склонность к риску в небольшой мере;
  • стремление к риску и уровень мотивации достижения цели и успеха на среднем уровне;

6) стремление к самозащите и уровень мотивации избежания неудачи на среднем уровне.

Эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетенции и психологической подготовки персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых сотрудникам данной системы.

Исходя из теоретических положений по проблеме профессиографии в психологии труда и психологического содержания деятельности сотрудников пенитенциарного (исправительного) учреждения, мы попытались разработать, применительно для конкретного исправительного учреждения, профиль оптимальных личностных особенностей кандидата на службу в данное учреждение.

Эмпирическое профессиографическое исследование личностных особенностей сотрудников исправительного учреждения показало, что существует профиль оптимальных личностных особенностей идеального кандидата.

Практическая значимость исследования определяется специализированным запросом психологической лаборатории ИТУ-2, реальными возможностями использования ее результатов при определении личностных особенностей кандидатов на вакантную должность в пенитенциарное (исправительное) учреждение. Результаты исследования могут быть использованы при отборе персонала, а также могут быть использованы для профориентационной работы с абитуриентами и студентами юридических факультетов, в целях расширения знаний об особенностях профессиональной деятельности в пенитенциарном учреждении.

Ю.В. Соколенко