Тема: Профессионально-личностное развитие студентов-психологов
Страницы: 17
Введение.
Самоорганизация и совершенствование учебной деятельности студентов – принципиально иной подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в новых социально-экономических условиях. В рыночной экономике знания, квалификация становятся капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности.
Происходящие социальные изменения начинают опережать темпы смены поколений. В связи с этим общество испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных специалистов с таким способом жизнедеятельности, который характеризуется готовностью к непрерывному самосовершенствованию, осознанию собственного «Я», способностью на этой основе к быстрой переориентации, к отказу от привычных представлений, к активному восприятию нового, нетрадиционного.
Любые новаторские идеи и реформы могут воплотится в жизнь только через творчество в деятельности специалистов, через соответствующие изменения профессионального мышления. В связи с этим вся система профессиональной подготовки должна соответствовать индивидуальным запросам, возможностям и способностям студентов, с одной стороны и требованиям завтрашнего дня, с другой.
Возникает необходимость пересмотреть содержание, формы и методы профессиональной подготовки студентов-психологов с ориентацией на такую «модель специалиста», когда главным становиться формирование творческой, саморазвивающейся личности, способной и свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка.
Часто вузы, преследуя цель вывести на определенный уровень профессиональных характеристик «набор» профессиональных знаний, умений, навыков студентов забывают о самом студенте и роли педагога как субъекта педагогического процесса, способного актуализировать личностно-профессиональный рост будущего специалиста.
Новое осмысление педагогической практики системы высшего образования заключается в воспитании свободного, творческого человека, способного непрерывно самоопределяться не столько по целям профессиональной деятельности, сколько по общечеловеческим ценностям.
В связи с выдвинутыми приоритетами человеческой самоценности, уникальности и неповторимости, воспитательная система должна создать гуманную среду как пространство творческого самовыражения, самосовершенствования, и саморазвития личности студента. При условии предоставления возможности осознать профессиональное образование в качестве одной из ведущих ценностей самосозидания, у студентов актуализируется потребность в личностно-профессиональном развитии. Многогранности личности как сложного био-, психо-, социо-этно-культуро-космического феномена определяет заложенную природой потребность человека в самосовершенствовании, самодостраивании, актуализация которой приводит к воспитанию способности выживать в изменяющихся условиях жизни и труда.
Являясь компонентом целостного процесса самореализации личности, профессиональное самосовершенствование сыграет большую роль в личностно-профессиональном становлении студентов, как психологов.
В связи с этим возрастает значимость психолого-педагогической подготовки, которая преследует углубление профессиональной готовности студентов, связанной с развитием потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Объектом исследования является личностно-профессиональное развитие студентов в процессе изучения психологии. Предметом является уровень личностно-профессионального развития будущих психологов и его связь с изучением психологии
Целью данной работы является эмпирическое исследование уровня личностно-профессионального развития студентов в процессе изучения психологии.
Мы предполагаем, что в процессе изучения психологии происходит личностно-профессиональное развитие студентов, исходя из этого, перед нами возникают следующие задачи:
• Теоретическое изучение проблемы исследования, различные подходы к ее решению.
• Раскрытие основных терминов данной работы.
• Эмпирическое исследование студентов 1-х и 4-х курсов по методике САМОАЛ.
• Статистическая обработка данных методом корреляционного анализа.
Данная работа состоит из двух глав (теоретической и практической), которые в свою очередь подразделяются на параграфы.