Психология

Профессиональное самоопределение и психологическая диагностика профессиональной пригодности

Профессиональное самоопределение — это выявление и утверждение собственной позиции в сфере профессиональной деятельности.

По Е.А.Климову в структуру самоопределения необходимо включать: сбор информации; выдвижение альтернатив; формирование критериев выбора; взвешивание альтернатив; принятие решений.

Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Она отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств, для конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. К их числу относятся качества, характеризующие особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии.

Е.А.Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»): наличие склонностей (интересов); наличие способностей; притязания (предпочтения); мнение родителей, семьи; мнение сверстников; личный профессиональный план; знания о профессии; потребности общества.

Чаще люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести. Например, поступают в учебное заведение, которое поближе к дому, или то, где конкурс поменьше, или то, где работает знакомый, который может помочь. В некоторых случаях это может быть оправдано. Например, далеко не всегда дорогостоящее обучение более качественно, чем обучение дешевое или бесплатное. Качество обучения зависит не от его стоимости, а от уровня квалификации преподавателей.

Еще одна крайне неудачная причина выбора профессии связана с желанием родителей или советами близких людей. К сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий лишь ненамного лучше своих детей. Да и в профессиональных возможностях своих детей они ориентируются очень слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления у их детей.

И, наконец, еще менее основательная причина выбора профессии — это поступление за компанию с кем-нибудь. В этом случае человек выбирает себе профессию в соответствии с интересами и способностями своих друзей или приятелей, а не с собственными.

Для изучения причин, мотивов выбора будущей специальности была составлена анкета и протестированы студенты 4-5 курсов специальности «Организация и технология защиты информации» Сибирского института права, экономики и управления в количестве 56 человек.

Анализ результатов анкетирования студентов показал:

причинами выбора будущей специальности в основном явились легкое поступление (низкая оплата, без экзаменов и т.д.) (средний показатель составил 17%); выбор профессии, по которой работает интересный для Вас человек (17%); следование требованию родителей и близких (14,3%); следование примеру друга (11,4%). Достаточно высоким (34,3%) и более значимым является показатель — прочие. К этим причинам студенты относят: мечту; случайно; интересная и перспективная специальность; новизну профессии, широкую область специализации, дающую свободу выбора профессии; востребованность будущей специальности; осознание важности специальности, большая перспектива трудоустройства и т.д,

оценка мотива выбора профессии показывает, что более значимым для студентов являются: востребованность данной специальности (39%); осознание перспективности избранной профессии (24%); финансовое благополучие (13%).

приоритетными ценностями студенты считают: интересная работа (15,7%); стать мастером своего дела (14,7%); применение своих знаний, умений, способностей (12,7%); самосовершенствование и самовыражение (11,8%).

при оценке сферы профессиональной деятельности, которая ближе студенту, то большая часть их отметила «Человек-Техника» (64,1%) и «Человек-Человек» (33,3%). Хотелось отметить, что эта оценка чаще не совпадает с тем, что на вопрос «Если бы вы не выбрали эту специальность, то кем бы хотели стать?» они отмечают сферу профессиональной деятельности «Человек-Техника» (юрист, архитектор, менеджер и т.д.).

при ответе на вопрос «Где бы Вы хотели себя реализовать?» студенты в 70% указывают основную специальность.

на вопрос «Как Вы считаете, что может вам принести главное удовольствие в жизни?» студенты на первое место ставят хорошее самочувствие, здоровье (23,7%), на второе место — ощущение личной свободы, независимость (22,5%) и только на третье — материальное благополучие (21,2%).

оценка по трехбалльной шкале присутствующих качеств у студентов выявила, что наиболее выражены: ответственность (2,65), коммуникативность (2,41), способность продолжительное время заниматься решением одной проблемы (2,31), независимость в мыслях и в поведении (2,15). Менее выражены качества: умение выступать перед аудиторией (1,61), любопытство (1,87).

большая часть студентов после окончания ВУЗа хотели бы работать в частном бизнесе (40%) и 31,4% в крупных компаниях. Государственную службу выбирают только 13-23% и на пятом курсе студенты думают о том, чтобы создать собственный бизнес (17%).

особо хотелось отметить то, что многие студенты на вопрос «Если бы Вы не выбрали эту специальность, то кем бы вы хотели стать?» студенты 4 (70%) и 5 (77%) курсов отвечают, что они избрали другую специальность. В 52% (4 курс) и 69% (5 курс) они избрали сферу профессиональной деятельности «Человек-Человек» и стали бы: архитектором, врачом, юристом, менеджером, экономистом, психологом, философом и т.д. В 48% (4 курс) и 31% (5 курс) избрали только «Человек-Техника»: физик, инженер, программист, летчик и т.д.

Изменившаяся экономическая ситуация в стране привела к тому, что после окончания школы перед подростком стает дилемма или выбрать специальность соответствующую психологическим, физиологическим и медицинским особенностям или специальность, которая обеспечит финансовое благополучие и востребованность на рынке труда. Последнее — оказывается приоритетным. Государство теряет будущих архитекторов, художников, инженеров и т.д. Единственный, на мой взгляд, выход из этой создавшейся ситуации решение вопроса на уровне Государства о кредитовании обучения молодых людей (низкий процент кредитной ставки, погашение кредита после окончания ВУЗа и выхода на работу при установленном минимуме заработной платы, допустим 10 тысяч рублей). Одновременно с этим, необходимо поднимать престиж указанных специальностей (инженер, архитектор, учитель, врач и т.д.), в том числе и за счет увеличения заработной платы.

Приведенные нами результаты анкетирования подтверждаются исследования А.Н.Глушко, который изучал мотивацию профессионального становления профессии врача. При этом, студенты демонстрировали реалистические ожидания будущего, только 35% из них мечтают работать практическими врачами, а 62% планируют заниматься научной или коммерческой деятельностью. Существенно отличаются студенты по срокам самоопределения во врачебной деятельности. Более чем за год до поступления интересовались профессией врача 12% респондентов, 30% определились в выборе профессии в последние 6 месяцев, 40% после окончания школы и сомневаются в правильности выбора, а 18% не определились в профессиональном выборе, даже проучившись в медицинской академии более года.

Профессиональное самоопределение — это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь.

К сожалению, очень часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или даже к личному давлению, а педагоги признают, что мало, чем могут помочь школьникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.

Характерной чертой современного образования России является наличие социальной установки студентов на выбор достойного образа жизни после окончания учебного заведения. Образ жизни они связывают с качеством жизни отдельного человека при вхождении его в социальную группу и отношениями к нему общества в целом. Реализация такой направленности личности происходит не в пользу профессии и приводит к разочарованиям, задержкам профессионального роста и к уходу из вуза на последних курсах обучения. У оставшейся части студентов появляется неуверенность в своем профессиональном будущем. В результате развивается кризис профессиональной идентичности личности, который стимулирует конфликты и потребность выбора более достойного образа жизни. Изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, в западных странах оцениваются по отношению к удовлетворению потребностей и сохранению психического здоровья, которое является индикатором происходящих перемен, а в России, к сожалению, направленность изменений не на пользу человека.

Всем известно, что любая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Это могут быть требования к его профессиональной квалификации и требования к его профессиональным способностям.

Уровень развития профессиональных способностей точнее всего можно определить в процессе обучения или трудовой деятельности. Если вы достаточно легко, успешно и увлеченно овладеваете выбранной специальностью и потом работаете по ней, то можно говорить о том, что вы обладаете необходимым уровнем профессиональных способностей. Однако некоторые ваши профессиональные способности можно определить еще до того, как начать обучение, а тем более, трудовую деятельность. Для этого применяются специальные психологические тесты.

В настоящее время существует довольно большой перечень методов диагностики профессиональных способностей, которые используются в профессиональном консультировании. Они направлены на выявление этих способностей, дают не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

Для профессионального самоопределения можно использовать методики: Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Е.А.Климова); Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника»; Методика диагностики направленности личности Б.Басса (ориентированная анкета); Тест определения деловых и коммуникативных предпочтений в направленности личности и др.

В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И.Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». Эта методика позволяет, прежде всего, выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры.

Самоописание позволяет определить: социально-ролевую самоидентичность; ориентацию человека на свои специфические признаки и качества; способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо Рубинштейн. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств.

Диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

Гольменко А.Д.