Дипломная работа по психологии

Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Тема: Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Страницы: 70

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИК-ТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПСИ-ХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………….…7
1.1. Понятие аддиктивного поведения ..………………………………………7
1.2. Причины аддиктивного поведения…… ……. …………………………19
1.3. Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведени-ем…………………………..………………………………………….24
1.4. Понятие профилактики, виды и зада-чи…….……………………………28
1.5. Выводы …..………………………………………………..……………….36
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗ-РАСТЕ…………………………….37
2.1. База и методы исследова-ния…………………….…………………..…….37
2.2. Анализ результатов исследова-ния……………………………………….38
2.3. Выводы……………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявле-ниями социально нежелательного поведения: агрессией, вредными при-вычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: «Ка-ковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, пра-вомерно ли использование термина “аддиктивное поведение”?»
Эта проблема в стране за последние годы резко обострилась. Аддик-тивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педаго-гов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, по-скольку в выраженной форме может иметь также негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершения преступлений. В большинстве стран мира проблема аддиктив-ности большей частью касается подросткового возраста. Процесс возник-новения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмот-рения, так как главные формы проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания) в последние годы возрастают и эта проблема наиболее актуальна в настоящее время. Только врачи-наркологи и со-трудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подрост-ков, употребляющих алкоголь и наркотики. Очень часто ни педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное и наркотики, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в милицию.
Актуальна эта проблема и потому, что алкоголизм и наркомания, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благопо-лучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие, другими словами, алкоголизм и наркомания – это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными забо-леваниями, как сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.
Среди основных тенденции, характеризующих наркологическую си-туацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ (ПАВ). 97% первых проб ПАВ при-ходятся на возраст до 17 лет, а основная масса на 14-15 лет. (Школа без наркотиков, 2001)
По данным главного управления здравоохранения Иркутской обла-сти: в 2000 году число больных, состоящих на учете в наркологической службе, составило 13610 человек, а впервые выявление больных – увели-чилось на 141 человека [14].
Таким образом, в последние годы проблема аддикции у подростков – одна из острейших проблем современного российского общества.
Цель исследования – определить методы работы по предупрежде-нию аддективности у подростков.
Объект исследования – аддиктивное поведение в подростковом воз-расте.
Предмет исследования – профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования – мы предположили, что эффективность ан-тиалкогольной и антинаркотической профилактики в подростковом воз-расте можно повысить при выполнении следующих условий:
• своевременная диагностика предрасположенности к потреблению ПАВ;
• внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в расписание;
• выявление “группы риска” (по специально разработанным мето-дическим рекомендациям).
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике психоло-гии.
2. Выявить особенности аддиктивного поведения у подрост-ков.
3. Определить условия, способствующие предупреждению ад-диктивности в подростковом возрасте.
Для проверки выдвинутой гипотезы решения поставленных задач была разработана программа, которая включает следующие методы ис-следования:
1. Беседа с учителем и учащимся.
2. Изучение состояния проблемы в опыте учителей.
3. Анализ обобщения данных по проблеме исследования и в проработ-ке гипотезы.
4. Социологические методы (анкетирование, тестирование учеников).
5. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных исследователь-ских результатов.
6. Количественная и качественная оценка итогов и ее соотнесение с ги-потезой исследования.
Методологическая основа исследования – опросник Басса-Дарки; анкетирование учащихся для определения актуальности профилактики употребления табака, алкоголя, наркотиков; тест А. Леонова «Почему я курю?»; уточняющий тест Фагерстрема.
Практическая значимость исследования находит отражение в со-здании профилактической программы, направленной на работу с подрост-ковой аддикцией.
База исследования: МОУ «Смоленская» СОШ Иркутского района. Выборка представлена в общем количестве 28 человек в возрасте от 14 до 17 лет.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы (… источников) и приложе-ния. Объем работы — … страниц.