Дипломная работа по психологии

Профилактика учебных трудностей детей младшего школьного возраста с разной межпо-лушарной асимметрией мозга

Тема работы: Профилактика учебных трудностей детей младшего школьного возраста с разной межпо-лушарной асимметрией мозга

Страницы: 80

Содержание
Введение
Глава 1. Состояние проблемы учебных трудностей у детей младшего школьного возраста с различной межполушарной асимметрией
1.1 Причины возникновения учебных трудностей
1.2 Психологические факторы, влияющие на обучение
1.3 Социальные факторы, влияющие на обучение
1.4 Физиологические факторы
1.5 Межполушарная асимметрия и ее влияние на познавательную сферу ребенка
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое изучение причин учебных трудностей с межполушарной асимметрией учащихся начальной школы
2.1 Описание выборочной совокупности, методик и техник исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Корреляционный и сравнительный анализ полученных данных по группам
2.4 Профилактика учебных трудностей
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность. В настоящее время, несмотря на большое количество изменений в школьной системе обучения, не уменьшается число детей, испытывающих учебные трудности. Как показывает практика, дети, испытывающие трудности во время обучения в начальной школе, редко могут похвастаться легкой и беспроблемной учебой в среднем и старшем звене школы. Именно по этому период обучения в начальной школе так важен для дальнейшего развития ребенка. В качестве причин, влияющих на появление трудностей в учебе, называется довольно большое количество разнообразных факторов.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что успешность обучения во многом определяется функциональной зрелостью мозговых структур и мозговых систем. К центральным психофизиологическим особенностям ребенка относится функциональная асимметрия головного мозга. В литературе последних лет уделяется большое внимание сравнению «правшей» и «левшей».
Цель нашего исследования: проанализировать причины возникновения учебных трудностей у детей с различными типами асимметрии полушарий головного мозга.
Объект исследования: Учебные трудности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Влияние межполушарной асимметрии мозга на возникновение учебных трудностей.
Гипотеза: ученики начальной школы с различной межполушарной асимметрией мозга различаются по частоте возникновения факторов, обуславливающих появление учебных трудностей.
Задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить группы факторов, влияющих на возникновение трудностей в обучении, их содержание и характерные проявления у детей с разной межполушарной асимметрией.
Изучить особенности возникновения учебных трудностей у детей с разными типами межполушарной асимметрии.
Проанализировать данные эмпирического исследования.
Дать рекомендации по профилактике учебных трудностей.
Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в трудах отечественных (М.М. Безруких, Славина Л.С., Майорова Н.П.) и зарубежных (Д. Лапп,) ученых.
В исследовании задействованы следующие методы и методики:

Выборочную совокупность составили 65 детей, учащиеся 3 классов гимназии № 2 г.Иркутска
Практическая значимость: проведенное исследование позволит нам выявить устойчивую группу риска для возникновения учебных трудностей на основе межполушарной асимметрии мозга.
Структура и объем работы: работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, содержащий 57 источников, 8 таблиц, 4 рисунка, 8 приложений. Общий объем работы страниц, не включая приложения.