Психология

Психоэмоцинальный стресс и его влияние на здоровье человека

Общеизвестно, что самой обширной и трудной областью исследования стрессовых состояний является психологический стресс. Зарождение и развитие концепции психологического стресса неразрывно связано с историей формирования учения о стрессе в целом, с появлением теорий и моделей биологического, физиологического и социального стресса. Как отмечают многие исследователи до настоящего времени нет общепризнанного понимания термина «психологический стресс». Обычно его связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека под влиянием эмоциональных, мотивационных и интеллектуальных стрессоров, иначе говоря, в условиях деятельности, связанной с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, с помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т.п. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они обусловлены личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания, образования и др. Вероятность развития психологического стресса зависит также от тех особенностей личности, которые обусловливают степень ее устойчивости к стрессу. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения, что позволяет даже в условиях напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения. В.А. Бодров (1995) отмечает, что в развитии психологического стресса ведущее место имеют отрицательные эмоциональные состояния, перенапряжения, обусловленные отрицательными эмоциями. В широком смысле психологический стресс понимается как реакция субъекта на «угрозу», которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма и личности к возможным последствиям. Не «сила» стресса, не его объективная качественная характеристика, не реальная ситуация окружающей среды как таковые, а психологическая оценка аверсивного сигнала при невозможности избавления от него или неподготовленность механизмов защиты являются определяющим фактором для классификации последующей комплексной реакции организма как эмоционально-стрессовой. Иначе говоря, считает В.А. Бодров (1995), психологический стресс представляет собой реакцию субъекта на угрозу воздействия экстремального сигнала или ситуации, которая воспринимается и оценивается таким образом (то есть, как угроза) с помощью механизмов психического отражения и сугубо индивидуально [2].

К действию экстремальных и повреждающих стрессоров наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию, что связано с вовлечением эмоций в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта, а именно, в аппарат акцептора результатов действия (по П.К. Анохину). Вследствие этого активизируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующие поведенческие реакции. Как уже отмечалось выше, кроме неспецифического ответа организма на стрессорное воздействие существует и специфический компонент реакции, обусловленный характером самого стрессора. Частью такого специфического ответа являются эмоции. Реакции, ярко окрашенные эмоциями в ответ на предъявленные требования, получили название эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных, жизненных ситуаций, которые остро или д лительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей. Эмоциональному стрессу, по мнению Ю.П.Лисицына, придается особое значение в развитии различных психосоматических заболеваний, как результату воздействия современной цивилизации, порождающей «напряженность современной жизни». Широко распространенным термином, связывающим понятие «стресс» с общими воздействиями на организм факторов среды, стал «стресс жизни», т.е. тот, который ввел в обиход Г.Селье. Именно этот стресс или его проявления все чаще рассматривают в качестве причины многих расстройств здоровья. Встречающийся в литературе термин «психоэмоциональный стресс» как бы подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в этой комплексной реакции. Исследования хронического стресса показали, что не физиологический, а именно психический уровень адаптации явился наиболее чутким индикатором стресса, поскольку, по мнению Ф.Б. Березина, для человека стресс сводится, в первую очередь к эмоциональному. Как правило, стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, причина которого кроется не во внешних, а во внутренних, психических процессах. При этом в качестве эмоционально-стрессового расценивается состояние организма, возникающее в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой, при одновременной невозможности ее избегания, и являющееся по сути, состоянием психической напряженности [ 1 ]. К.В.Судаков считает, что эмоциональный стресс проявляется состоянием ярко выраженного психо-эмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических подробностей. Иными словами, эмоциональный стресс — это феномен преимущественно внутреннего психического напряжения. При этом основным условием его возникновения считается восприятие угрозы, особенно если угрозе подвергаются наиболее значимые для человека ценности. По К.В.Судакову, специфика эмоционального стресса отражена в утверждении, что он развивается в условиях, когда не удается достичь результата, жизненно важного для удовлетворения биологических или социальных потребностей, и сопровождается комплексом соматовегетативных реакций, мобилизующих организм на приспособление и борьбу. Однако, как отмечает Д.Н. Исаев, вместо того, чтобы мобилизовать ресурсы организма для преодоления трудностей, стресс может оказаться причиной серьезных расстройств. Механизм эмоционального стресса складывается из продолжительного последействия, суммации извращенной реакции нейронов ЦНС на нейромедиаторы и нейропептиды. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании психосоматического заболевания. Как подчеркивают А.В. Холмогорова и Н.П.Гаранян, соматизация — это не только склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне, соматизация — это развитие реальных соматических («органических») нарушений в результате воздействия стрессов, с которыми человек не может справиться. Наибольший вес как этиологический фактор, эмоциональный стресс имеет при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и бронхиальной астме. За последние десятилетия наибольшее распространение и признание получила точка зрения, согласно которой важным фактором в происхождении многих соматических заболеваний является неблагоприятное действие на организм эмоционального стресса. Особенно подчеркивается вред подавленных, неотреагированных в поведении отрицательных эмоций. Представители психосоматического направления в медицине разрабатывают принципиальную схему действия на организм неотреагированных отрицательных эмоций, суть которой сводится к следующему. Отрицательные эмоции сопровождаются физиологическими изменениями в организме, которые ведут к повышению артериального давления, мышечного тонуса, уровня сахара и некоторых гормонов надпочечников в крови, кусилению кровотока и т.д. Вслед за такой мобилизацией наступает моторная реакция, во имя которой эта физиологическая мобилизация и происходит. Однако в условиях сложных социальных отношений и связанного с ними высокого уровня самоконтроля непосредственные поведенческие реакции в большинстве случаев современным человеком блокируются. Между тем филогенетически обусловленная физиологическая мобилизация происходит и, не получая адекватного разрешения в поведении, приводит к стойкому вегетативному возбуждению, а вследствие этого — к нарушению вегетативного регулирования внутренних органов и, наконец, к их органическому поражению. Согласно разрабатываемой В.С. Ротенбергом и В.В. Аршавским, в противоположность общепринятой точке зрения, отрицательные эмоции, сопровождающиеся поисковой активностью и стимулирующие ее, более благоприятны для организма, чем относительно спокойное эмоциональное состояние с низким уровнем поисковой активности. Их основной вывод заключается в том, что не характер эмоций, а наличие или отсутствие поисковой активности определяет реакцию на стресс и степень устойчивости организма к вредным воздействиям [3]. Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Значительность изменений в организме под влиянием эмоционального стресса велика, при этом устойчивость к нему различна у разных людей. Одни более предрасположены, другие — весьма устойчивы. Однако развитие клинически выраженных нервных или соматических расстройств зависит от ряда условий. Такими условиями следует считать психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции.

Корытова Г.С.

Литература

  1. Березин Ф.Б. Эмоциональный стресс // Materia Medica. — 1996. — № 1. — С. 5-25.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: ИП РАН, 1995. — 136 с.
  3. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность // Вопросы философии. — 1979. -№ — С. 117-127.