Статистические данные свидетельствуют, что примерно 30 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Женщины и дети составляют до 70 % всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье. Ежегодно в среднем от рукоприкладства мужей погибает 12 тыс. женщин [4, 6]. Социологические исследования по распространенности насилия в семье, проведенные в разных регионах России, свидетельствуют, что насилие присутствует в каждой четвертой Российской семье на ежедневной основе, не менее 50 % респондентов подвергались насилию в семье хоть раз [8].
Насилие в семье приводит к ее разрушению, психотравмирующему, деморализирующему воздействию на ее членов, способствует развитию личностных отклонений у детей, ухудшает состояние здоровья общества. Поэтому особенно важным становится оказание психологической помощи людям, пострадавшим от насилия в собственной семье. Теоретические подходы и практические методы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение в семье, описаны достаточно хорошо [1, 5, 7]. Однако методы психологической помощи женщинам, пострадавшим от насилия в собственной семье, нуждаются, на наш взгляд, в серьезной теоретической проработке и систематизации. В настоящее время они описаны практически только в изданиях, посвященных работе Кризисных центров и содержат рекомендации по первичному консультированию и организации групп поддержки [3]. Психотерапевтическая помощь данной категории клиентов/пациентов практически не рассматривается, хотя чаще всего именно она может быть востребована. Поэтому данная работа посвящена психологической помощи женщинам, пережившим насилие в семье.
Динамика насилия в семье характеризуется цикличностью и складывается из трех следующих друг за другом фаз.
Первая фаза – напряжение. Она характеризуется отдельными вспышками оскорблений. Партнеры могут реагировать спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаться разрешить свое положение с помощью ответной реакции.
Вторая фаза – инцидент острого насилия. Она отличается наиболее интенсивной разрядкой напряжения через насилие, основными разрушениями и крайними эмоциональными всплесками в самой негативной форме.
Третья фаза – «Медовый месяц». Она может показаться счастливым финалом затянувшейся драмы, реминисценцией существовавших безоблачных отношений. Партнер может предлагать помощь, обещать, что это больше никогда не повторится или, наоборот, высказывать обвинения, что его спровоцировали.
Важно знать, что насилие в семье может временами ослабевать, однако, раз начавшись, оно никогда не прекращается самопроизвольно.
Женщины, пережившие насилие в семье, могут быть разделены на две категории:
- 1. Женщины, столкнувшиеся с насилием в собственной семье и не знавшие его в родительской семье. Они, как правило, уходят от обидчика после одного или нескольких актов насилия. Однократное насильственное действие является фактом экстремальной ситуации, неожиданной для человека. Динамика психофизиологического состояния людей, подвергшихся такому воздействию, относится к реакциям на стресс и проходит ряд закономерных последовательных стадий развития посттравматического расстройства.
- Женщины, выросшие в семьях, где имело место насилие родителей по отношению друг к другу или к детям. Они могут прожить в насильственных отношениях всю жизнь, не имея опыта других отношений и считая это явление не опасным или даже нормальным. Их реакции на стресс, скорее всего, будут квалифицироваться согласно МКБ-10 как невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (F40–48). Эти расстройства по характеристике основных проявлений объединяют группу расстройств, которые обозначаются как нарушения психической деятельности, и включают тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, реакцию на тяжелый стресс, конверсионные расстройства и другие невротические расстройства. Общими критериями их проявлений являются данные субъективного переживания и основания для обращения за помощью, и объективные данные, основанные на констатации поведенческих реакций.
Помощь членам семьи, вовлеченным в домашнее насилие, может осуществляться как индивидуальное психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, организация групп поддержки.
Существуют определенные особенности психологической работы с людьми, пострадавшими от домашнего насилия.
Многие авторы отмечают, что психологам, которые собираются работать с пострадавшими от насилия, очень важно осознавать свои собственные представления и убеждения, касающиеся понимания причины насилия и связанных с ним проблем [2, 3]. Например, где проходит грань между наказанием в воспитательных целях и жестоким обращением? Оправдано ли применение насилия, если «по-хорошему» ребенок не понимает? То есть терапевт должен выявить свое отношение к проблеме оправданности применения насилия.
Другой важной темой для проверки личных взглядов терапевта является решение вопроса об ответственности за насилие. В обществе широко распространены взгляды о том, что жертва в определенной степени является причиной учиненного над ней насилия. Как отмечают сами юристы, во многих исследованиях сведения и выводы о потерпевших носят изобличающий, обвинительный характер.
Представления и убеждения психолога, касающиеся насилия, его природы и порождающих причин, оказывают решающее влияние на осуществление психологической реабилитации пострадавших от насилия. Психологу необходимо быть свободным от мифов и предрассудков, существующих в обществе, и принять для себя позицию солидарности с клиенткой. Эта позиция предполагает не просто заявление о невиновности жертвы, но и глубокое понимание несправедливости случившегося, принятие и признание тяжести пережитого насилия и помощь пострадавшей (женщине или ребенку) в осознании нанесенного ущерба. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости специальной подготовки как волонтеров, работающих на телефоне доверия, так и профессиональных психологов и психотерапевтов по проблеме домашнего насилия.
Литература
- Глейзер Д. Злоупотребления в отношении детей. // Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб., 2001. – С. 189–208.
- Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия в современной России // Насилие и социальные изменения, ч. II–III. – М., 2000. – С. 113–142.
- Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы / Под ред. Е.В. Исраелян, Т.Ю. Забелиной. – М., 1998.
- Насилие в семье: Информационный выпуск. Аналитический Центр Государственной Думы. – М., 1997.
- Последствия насилия над детьми (профилактика и лечение): методические рекомендации. – Минск, 1999.
- Пресс-релиз Министерства внутренних дел Республики Татарстан к брифингу посвященному снижению количества и профилактике тяжких преступлений в быту. – Казань, 2000.
- Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. – М., 1997.
- Шведова Н. О насилии в отношении женщин в семье. // Насилие и социальные изменения, ч. II–III. – М., 2000. – С. 41–53.
И.Я. Шевцова