Курсовые работы по психологии

Психологические факторы, влияющие на развитие пассивного поведения подростков

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ПАССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Страницы: 42

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие пассивного поведения 5
1.2. Темпераментальные особенности как фактор, влияющий на развитие пассивного поведения у подростков 13
1.3. Стили родительского воспитания как фактор развития 16
пассивного поведения у подростков 16
1.4. Взаимоотношения со сверстниками как фактор развития пассивного поведения у подростков 19
1.5. Выводы 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1. База, методы и методология исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация данных 27
2.3. Выводы 37
Заключение 39
Список литературы 40

Введение
В научной литературе категория пассивных детей практически не рассматривается, хотя безотносительно описания категории как таковой, многие авторы, рассматривая личностные характеристики или особенности воспитания, указывают на их способность повлиять на развитие подобного
поведения у детей. Попытки свести в единую классификацию или оценить степень их влияния, в литературных источниках не отражены. Взгляды ученых довольно разнообразны, но все они сходятся в том, что пассивное поведение формируется в детстве и практически не изменяется в течение жизни без коррекционных, воздействий. Поэтому, мы сочли целесообразным попытаться соотнести наиболее часто упоминаемые психологические причины и попытаться оценить степень их влияния на развитие пассивного поведения (в дальнейшем будем рассматривать их как психологические факторы).
Цель нашего исследования — выявить, какой из этих факторов является доминирующим в развитии пассивного поведения у подростков.
Объект — пассивное поведение подростков.
Предмет — влияние индивидуально-типологических особенностей и социального окружения на развитие пассивного поведения у подростков.
Согласно цели нашего исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: стиль родительского поведения (воспитания) — доминирующий психологический фактор, влияющий на развитие пассивного поведения у подростков.
Итак, для проверки выдвинутой гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. подобрать методы и методики исследования;
3. провести диагностическое исследование группы подростков;
4. провести количественный и качественный анализ полученных данных,
5. сделать выводы о правомерности гипотезы.

Теоретико-методологическая основа нашего исследования: концепция Адлера о стиле жизни, а так же использовались: теории темперамента Мерлина, Павлова, Айзенка; концепция родительского поведения Борминда; концепция социального статуса Морено.
Основные используемые методы: метод экспертных оценок; метод объективного наблюдения; метод опроса через анкетирование; психодиагностический; социометрический метод, метод статистического анализа результатов исследования.
База исследования. В качестве исследовательской выборки мы выбрали детей старшего подросткового возраста. Мы сочли возможным взять старших подростков, поскольку, сохранение пассивного поведения на таком длительном отрезке времени (до подросткового возраста) показатель относительной стабильности не только самого феномена, но и факторов на него влияющих. Наша исследовательская выборка состоит из 20 подростков — учеников 10-х классов (возраст 15 -16 лет) муниципальной школы № 55.