Проблематика общения и межличностного взаимодействия навряд ли когда-либо утратит свою значимость и актуальность, т.к. ценность общения в нашей жизни трудно переоценить. При этом надо признать, что общение на протяжении уже длительного времени является предметом исследования многих наук — не только психологии, но и социологии, конфликтологии, политологии и др. В то же время реалии современного общества требуют иного прочтения прежних постулатов, их уточнения, наполнения новым содержанием. Представляется, что рассмотрение такого явления, как доверие между людьми, может наполнить новым, дополнительным смыслом психологическое понимание общения.
Согласно М.И.Лисиной, общение — это «взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2, с. 116]. Как отмечает большинство исследователей, для общения имеют значение такие условия, как: достижение определенного уровня взаимопонимания за счет взаимной направленности действий и активность каждого участника, когда один человек инициативно воздействует на другого, а другой воспринимает воздействия и отвечает на них. Г. М. Андреева выделяет три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие людьми друг друга) и интерактивную (взаимодействие партнеров по общению). Отметим также, что специфика общения, по мнению большинства авторов, определяется раскрытием субъективного мира одного человека для другого — это положение в контексте рассматриваемого вопроса имеет для нас приоритетное значение. В связи с этим обратимся к характеристике таких явлений, как доверие и доверие к другому.
Доверие выступает условием существования различных феноменов взаимодействия и общения людей. Сущность этого явления и его особенности в психологическом плане наиболее ярко проявляются в пространстве «человек — человек». Так, Т.П.Скрипкина подчеркивает, что понять специфику доверия можно лишь рассматривая доверие в целостной системе «человек — мир». При взаимодействии с другим человеком этот «другой» является той частью мира, с которой взаимодействует субъект. Поскольку доверие с этой точки зрения представляет собой некую двухполюсную установку, направленную одновременно к себе и к другому человеку, внешнему миру в целом, необходимо выяснить, как проявляются особенности доверия к другому в общении, и какое влияние может быть оказано ими на общение людей.
М.С.Каган утверждает, что общение есть процесс, сущность которого заключается не просто в факте передачи и приема информации, а в выработке «новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность». Доверие в этом случае не только осуществляет функцию связи между взаимодействующими индивидами — оно является средством, переводящим коммуникативный процесс в процесс общения. Автор проводит следующую мысль: «Поскольку цель общения — приобщение субъекта к субъекту, организация их единых совместных действий или обретение их духовной общности, постольку каждый партнер должен открыться другому в своей подлинной природе, намерениях, возможностях, целях, устремлениях, идеалах, чтобы другой, зная все это, мог согласовать свои действия с действиями партнера. Вот почему высшей формой общения является дружба, вот почему оно предполагает откровенность каждого перед другим как другом, ибо, если я введу в заблуждение или хотя бы наглухо закроюсь от моих партнеров, они не найдут со мной «общего языка»» и совместное действие окажется неудачным» [4, с.21].
В соответствии с вышесказанным, в процессе общения происходит не только, и даже не столько процесс передачи информации, сколько взаимное согласие людей принимать воздействия друг друга, и на этой основе создавать единое смысловое поле, порождать общность.
Доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого, основанное на позитивном прогнозировании будущих поступков другого. Таким образом, психологически доверие строится на основе отношения к потенциальным позитивным возможностям личности другого. Доверяя другому, человек, прежде всего, рассчитывает, что тот не поступит ему во вред. Иными словами, доверие — это всегда риск, в большей или меньшей степени. В связи с этим Т.П.Скрипкина указывает на два условия, которые необходимы, чтобы доверять другому: чувство безопасности и способность относится к другому как к себе. Если нарушается первое условие — человек будет стремиться к «уходу» от контакта, если второе — взаимодействие будет характеризоваться стремлением к манипулятивным действиям [6, с.43].
Отметим, что безопасность (надежность) партнеров по отношению друг к другу может быть различного психологического порядка — эмоциональная, моральная, нравственная и т.п., но во всех случаях она является основой доверия между людьми. Исследования показывают, что первым и необходимым этапом на пути установления доверительных отношений является когнитивный компонент. Он включает оценивание нравственных качеств другого, на которых строятся обобщенные представления о его надежности.
Другое, из названных условий доверия — способность относится к другому, как к себе — в реальной жизни проявляется, на наш взгляд, достаточно редко. Об этом свидетельствуют и психологические исследования М.М.Бахтина, который говорит о «неслиянности» индивидуальностей. Речь идет о принципиальной неустранимости дистанции между субъектом и объектом доверия. Автор отмечает, что взаимодействующие субъекты в любом случае остаются различными автономными, суверенными субъектами активности. Вместе с тем, в этом ключе можно обратиться к высказыванию А.А.Кроник и Е.А. Кроник: «только будучи уже сам на очень высокой ступени личностного развития, освоив высший пилотаж общения, человек постигает, наконец, что другой — это Другой!» [7, с. 149].
В реальности редко встречаются отношения, в которых присутствует абсолютное взаимное доверие, как правило, человек определяет меру доверия в общении с тем или иным партнером. Это определяется социально-ролевым статусом взаимодействующих индивидов и конкретной ситуацией общения.
И. И. Васильева выделяет свойство, на котором базируется связь между общающимися субъектами — это значимость содержания общения для обоих субъектов. По существу, в любом высказывании для взаимодействующих сторон часто более важна и содержательна не информация сама по себе, и даже не отношение к ней каждого из партнеров, а прежде всего субъективная значимость содержания общения для каждого из участников.
Представляют интерес также исследования Л.Я.Гозмана, которые показывают, что ориентация на сходство мнений, оценок, важна лишь на ранних этапах установления эмоциональных отношений. Для уже устоявшихся глубокий отношений, характеризуемых высокой степенью доверительности, например, дружбы, такое сходство может выступать не причиной, а результатом взаимодействия [7, с. 153].
Рассматривая психологические особенности доверия к другому в процессе общения, необходимо обратиться к исследованиям так называемого доверительного общения. В определении понятия доверительного общения, вполне логично, существует некоторое сходство мнений. Так, В.С.Сафонов, полагает, что «доверительное общение — это такое общение, когда один человек в процессе общения с другими людьми доверяет им какую-либо «конфиденциальную информацию», мысли, чувства, переживания, раскрывающие те или иные стороны внутреннего мира его личности». А.А.Бодалев и А,Н.Сухов: «это общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные стороны своего внутреннего мира» [5, с.264]. Согласимся с критическими замечаниями по этому поводу Т.П.Скрипкиной, которая отмечает, что в этих определениях доверительное общение рассматривается как однонаправленный процесс — «один передает другому», поэтому такой подход не позволяет учесть роль процесса взаимодействия, порождающего акт самораскрытия. Эти авторы перечисляют детерминанты и признаки доверительного общения. К детерминантам относят: значимость материала, раскрываемого собеседнику о себе, степень доверия к партнеру и установление психологического контакта. Признаками доверительного общения, согласно В.С.Сафонову, выступают: прочность (устойчивость) установленного контакта, отсутствие жесткого контроля в процессе контакта и формального психологического воздействия, искренность, а также уверенность, что полученная информация не будет использована во вред [5, с.272]. Представляется, еще одним важнейшим условием доверительности в общении является взаимность выделенных признаков.
Таким образом, доверительное общение — это специфический вид общения, связанный с глубинными формами проявления доверия. Одной из самых глубинных форм проявления доверия в общении является самораскрытие, в том смысле, когда под ним понимается добровольная передача интимных, конфиденциальных мыслей и чувств. Таким образом, если в общении существует определенная доля доверия, то его количество есть динамическая характеристика, определяющая качественную сторону общения. Иными словами, чем выше уровень доверия в общении, тем сильнее выражена связь в отношениях между людьми.
Подробнее остановимся на том, как проявляется доверие в межличностных отношениях. Внутренний мир человека относительно замкнут, а передача информации предполагает оценку ее содержания обоими участниками общения, что с психологической точки зрения особенно важно. Поэтому главным моментом здесь выступает момент вовлечения во внутренний мир. Момент проникновения во внутренний мир другого предполагает социально-психологическую рефлексивность, как проникновение в смысловую сферу личности другого. Таким образом, можно говорить, что взаимное доверие субъектов предполагает такие отношения, которые строятся на взаимопроникновении взаимодействующих людей в смыслы друг друга, что служит условием порождении новых смыслов. Доверительное общение реализуется путем вовлечения другого лица в собственный внутренний мир, выступая как обсуждение интимной, секретной, значимой информации с другим лицом. Именно поэтому для доверительности в общении характерен факт взаимовлияния [7, с.204].
Разумеется, доверие в общении людей может реализовываться и другими способами, в зависимости от ролевого соответствия партнеров по общению, от прошлого опыта общения каждого из взаимодействующих людей, а также от ситуации или цели взаимодействия.
По мнению Т.П.Скрипкиной, существует еще одна особенность в проявлении доверия: человек может верить или не верить в истинность получаемой информации от какого-то лица. Вера в истинность получаемой информации есть акт веры, но не доверия, а вот отношение к источнику информации основано на отношении доверия. При этом вера в истинность получаемой информации совершенно не обязательно автоматически влечет за собой доверие к ее источнику, и наоборот.
Как мы уже отмечали выше, доверие принято рассматривать как феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяемый в процессе взаимодействия людей и как феномен внутриличностный, который «выносится» в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми [6, с.94]. С этой точки зрения доверие выступает как интериоризированная установка, как переживание определенного отношения, как некая психологическая позиция по отношению к конкретному другому и одновременно по отношению к себе. В процессе жизни такие интериоризирован- ные установки превращаются в качества личности, связанные с доверчивостью или ее отсутствием. В этом аспекте доверительные отношения можно трактовать и как внутреннее состояние готовности к проявлению доверия, как внутреннюю диспозицию личности на людей вообще и на конкретных людей, в частности.
Если суммировать все сказанное выше, то можно констатировать, что сущность доверия в межличностных отношениях сводится к соотношению отношения к другому (как актуально значимому и потенциально психологически безопасному субъекту), и отношения к самому себе (к своей субъектнос- ти, как к значимой, а к своему акту доверия как потенциально безопасному). Доверие друг к другу является условием взаимодействия «человек — человек». Иначе, доверие является системообразующим фактором общности «мы», т.к. благодаря его наличию устанавливается связь между людьми.
В последнее время доверие стало изучаться в различных сферах человеческой жизни — в международных отношениях, в экономике, бизнесе. В связи с этим в рамках обозначенной темы хотелось бы уделить внимание факторам, способствующим установлению доверия в деловых отношениях. П. Н. Ши- хирев отмечает, что эти факторы принято анализировать на двух уровнях: межличностном и более высоком — уровне организации или общества. К факторам межличностного уровня относятся следующие необходимые характеристики и оценки объекта доверия — порядочность, профессиональная компетентность, последовательность, лояльность и открытость. Весьма показательно, что подавляющее большинство названных характеристик (четыре из пяти, кроме компетентности) характеризуют этическую сторону личности. Второй уровень связан с наличием таких факторов, обуславливающих формирование доверия, как процесс взаимодействия, психологическое сходство, социальные институты и общий уровень доверия между людьми. При этом, указывает автор, процесс взаимодействия определяется прошлым опытом и репутацией субъектов общения; психологическое, личностное сходство подразумевает общность разделяемых социокультурных норм и ожиданий; социальные институты предполагают наличие формальной системы, третьей стороны, гарантирующей степень профессионализма; общий уровень доверия между людьми, достигнутый в конкретной социальной системе есть общий объем доверия как «социального капитала» [8, с.377]. Эти положения подтверждают и исследования А.И.Донцова, подтверждающие, что кооперации в общении способствуют: свобода и открытость коммуникативного обмена; взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности и правомерности; дружелюбие и доверие в отношениях сторон.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что не будет вызывать доверия партнер, который ненадежен, непорядочен, закрыт в общении, некомпетентен, непредсказуем, нелоялен. Эти отрицательные свойства будут усугубляться общим низким уровнем доверия между людьми в данном обществе, отсутствием социальных институтов, общественного и корпоративного мнения, способных выполнить роль арбитра; расхождением относительно общепринятых норм и этических принципов делового поведения; пренебрежением к собственной репутации. Подтверждением этому является указание Н.Н.Обо- зова на то, что «отношения вражды проявляются в отсутствие доверия, скупости в контактах, тенденции к размежеванию и обнаружению различий» [7, с.37].
Таким образом, доверие, доверительные отношения выступают духовными, морально-психологическими аспектами любых социальных взаимодействий. Доверие к другому имеет принципиальную важность для эффективного общения между людьми, и, вместе с тем, это явление остается мало изученным.
Пухарева Т.С.
Литература
- Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. М., — 268с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М„
- Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область практической деятельности. М., — 171 с.
- Каган М.С. Мир общения. М., — 240 с.
- Сафонов В.С. О психологии доверительного общения. М., — 361с.
- Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. — 124 с.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Изд-й центр «Академия», 2000. — 264с.
- Шихирев П.Н. Взаимное доверие как основа деловой этики. — М.: Изд-во ИЭ РАН, 1998. — 248 с.