Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за рождение новых членов общества, но и за воссоздание определенного образа его жизни. В настоящее время наблюдается кризис семьи как социального института: распад структуры семьи и латентный конфликт – рост числа разводов. Безусловно, наличие данного факта имеет свое отражение на формирование родительско-детских отношений. Целью нашего исследования является разработка программы по изучению внутрисемейных отношений в паре «родитель – ребенок». Было обследовано 30 родителей, 60 детей, из которых 21 мальчик и 39 девочек, средний возраст 13,7 лет, на базе средней школы № 42 города Иркутска.
Диагностическая часть исследования осуществлялась с помощью следующих методик. Для детей были применены анкета «Отношения в семье и место ребенка в ней»; проективная методика «Моя семья», методика «Лестница», для определения статуса того или иного члена семьи, включая самого ребенка. Для родителей использованы: методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла, тест родительского отношения.
Анализ данных позволил получить следующие эмпирические закономерности: наибольшие трудности возникают в семьях, где родитель либо один воспитывает ребенка (58 %), либо в семьях с повторным браком (42 %).
97 % детей выразили эмоционально-положительное отношение к своей семье (97 %), доверие (80 %) и гордость за родителей (83 %). 67 % родителей заинтересованы в делах ребенка, поощряют инициативу и самостоятельность. Но при этом ощущается нехватка времени на общение, проведение совместного отдыха; 20 % родителей выражают контроль над ребенком в требовании послушания и соблюдении строгой дисциплины, навязывании своей воли. Присутствуют и симбиотические отношения, когда родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, выражена постоянная тревога за ребенка, которая повышается, когда он начинает автономизироваться.
Среди психологических особенностей детей в семье можно выделить такие как тревожность, соперничество, негативное отношение к некоторым членам семьи (чаще всего в этой роли выступает отчим). Не всегда удается построить оптимальный эмоциональный контакт с родителями детям из неполных семей (58 %), либо с повторным браком (42 %).
И.В. Дрейзен, Н.Н. Ровкина