Психология

Психологические особенности личностных качеств работников ОВД

Актуальность проблемы изучения психологических особенностей личностных качеств работников ОВД заключается в следующем: кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце ХХ – начале XXI столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД. Как отмечается в решении Коллегии МВД «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России» (№ 6 им/1; 1998), анализ ситуации в органах внутренних дел выявил разрыв между уровнем материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности персонала и значительно возросшими нагрузками на личный состав. Исследований в этом направлении недостаточно, что сказывается на служебной деятельности сотрудников ОВД при решении ими практических вопросов в области правоотношений. От того, в какой степени личностные психологические процессы работника ОВД будут соответствовать требованиям к его профессиональной подготовленности, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации. Данная проблема требует более полной проработки и детального анализа.

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимала умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». В психологии данная проблема получила свое название – проблема взаимосвязи деятельности и личности, профессии и сознания, а термин «профессиональная деформация» приобрел следующую трактовку: «Профессиональная деформация – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности».

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой темы профессиональной деформации личности, можно назвать А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, Р.М. Грановскую, Е.И. Рогова, В.Е. Орла и др. В первых же рядах психологов, обратившихся к этой проблеме, отметим В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева. По мнению многих авторов, профессиональная деформация проявляется в первую очередь в профессиональной среде «человек–человек», в которую входят медицинский и управленческий труд, воинская деятельность и служба быта, а также профессия сотрудника правоохранительных органов. Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим.

Всем, кому доводилось проходить службу в органах внутренних дел, хорошо известен этот специальный термин, который используется при кадровом отборе сотрудников в органы внутренних дел или же при их периодическом медицинском освидетельствовании. У сотрудников оперативных служб такая «деформация» принимает одни формы, у участковых инспекторов – другие, у милиционеров линейных подразделений – третьи. Но, к сожалению, присутствует она всегда, и связана, прежде всего с тем, что именно сотрудникам милиции больше, чем кому бы то ни было, приходится иметь дело с самыми неприглядными проявлениями жизни общества – жестокими убийствами, изнасилованиями, грабежами и т.д.

Таким образом, специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности, нарушает целостность личности, снижает её адаптивность, устойчивость.

База исследования – РОВД г. Слюдянка, группа обследуемых – 28 человек, исследование проводилось в течение 2004–2006 года.

Для изучения психологических особенностей личностных качеств работников ОВД я использовала ряд методик:

  • опросник «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей);
  • опросник «Личностный опросник А.Т. Джейрсалда»;
  • опросник «Синдром эмоционального выгорания».

Анализ полученных данных с использованием опросника «Диагностика враждебности», цель которого – выявить степень выраженности у сотрудников ОВД по трем шкалам: «цинизм», «агрессивность», «враждебность», – позволяет судить о том, что среди сотрудников ОВД достаточно высокий показатель «цинизма» – «средний показатель с тенденцией к высокому» 90 %, что говорит об определенном отношении к миру, которое формируется, на мой взгляд, из-за специфики работы в правоохранительных органах. Показатель «агрессивности» – средний – с большей тенденцией к высокому (60 %) и к низкому (40 %) позволяет с уверенностью сказать, что выплеск различного рода неудовлетворенности и желаний, как профессионального, так и личностного порядка приводит к повышенной агрессивности, но она может и не иметь ярких форм проявления, пока не найдется ей достойного воплощения. Первые два показателя создают рамки для формирования общей «враждебности», – но в исследованном коллективе она имеет «средний показатель с тенденцией к низкому», что говорит о ее неяркой выраженности и скорее к личностной направленности (отдельных людей, фактов, оценок и пр.), чем общем состоянии.

Анализ «Синдрома эмоционального выгорания» – выявил у сотрудников показатель выраженности каждого симптома и показатель каждой фазы эмоционального выгорания. 13 % опрошенных находятся в фазе «напряжения», 13 % – в фазе «резистенции», 37 % – в фазе «истощения», у 37 % сотрудников – несформировавшиеся фазы. Опять же полученные данные позволяют заключить, что эмоциональное выгорание заметно лишь у немногих участников опроса и то – в слабо выраженной форме и при должной работе психолога может быть успешно преодолено у сотрудников ОВД.

«Личностный опросник А.Т. Джейрсалда», целью которого является выявление уровня развития того или иного качества по 4 показателям: очень сильно, сильно, умеренно и слабо выраженное состояние личности, показало очень сильно выраженное состояние личности – 10 % выборки и концентрируется в показателях – одиночества, ощущения бессмысленности существования и чувстве неприкаянности (бездомности). Сильно выраженное состояние личности составляет в среднем 25 %, это свойственно уровню разных эмоциональных всплесков и межличностного взаимодействия, которое происходит каждый день на рабочем месте и скорее вызвано сиюминутными волнениями, чем перманентным состоянием. Умеренно выраженное состояние личности – в большей степени 50 % выражается в расхождении между реальным и идеальным «Я» и свободе выбора (отношения к авторитету) 40 %, свобода воли и безнадежность в этой категории свойственна 30 % респондентов и ощущение бессмысленности существования и враждебный настрой отмечают 20 % опрошенных. Слабо выраженное состояние личности – это половой конфликт – 80 %, одиночество и чувство неприкаянности (бездомности) – 70 %.

Можно сделать вывод в большей степени выражена доброжелательность и отзывчивость. Таким образом, из полученных видно, что у одних сотрудников ОВД есть уже сложившийся «синдром эмоционального выгорания», у других же отмечается складывающийся синдром, есть сотрудники и с не сложившимся синдромом, но их процент не велик.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации. Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести: выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка; формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести; совершенствование стиля и методов управления персоналом; формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

Для профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

Психокоррекция профессиональной деформации представляет собой исправление недостатков в психике и поведении здорового человека при помощи специальных психокоррекционных методов. Психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых: тренинги, балентовские группы. В психологической практике уже давно применяются различные релаксационные техники, однако, этого недостаточно. Темп современной жизни очень высок и имеет тенденцию возрастать, уровень требований к личности тоже достаточно высок, и людям необходимо владеть такими техниками, которые позволяли бы снимать напряжение в считанные минуты и без предварительной подготовки.

Литература

  1. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД // Материалы научной практической конференции. – М.: Академия МВД РФ, 1992.
  2. Марищук В.Л. Критерий профессиональной пригодности в отборе // Хрестоматия по инженерной психологии / Под редакцией Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 1991.