Курсовые работы по психологии

Психологические особенности отбора профессионалов управления

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ПРОФЕССИОНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ

Страницы: 65

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы построения системы
отбора кадров……………………….…………………………………………… . 6
1.1. Цели и задачи профессионального отбора. Основные этапы отбора профессионалов управления………………………………………………… 6
1.2. Методы отбора профессионалов управления…………………………….. 15
1.3. Профессионально важные качества менеджера и его деятельность в
организации ……………………………………………………….……….. 22
1.4. Выводы.……………………………………………………………………… 28
Глава 2. Ценностные ориентации личности ………………………………….. 30
2.1. Ценности и ценностные ориентации ……………………………………… 30
2.2. Феноменология и виды ценностных представлений ……………………… 33
2.3 Выводы ……………………………………………………………………… 36
Глава 3. Изучение влияния ценностных ориентаций кандидатов на
должность менеджера в современной коммерческой организации ………… 38
3.1. База и методы исследования ……………………………………………….. 38
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных …………………………… 44
3.3. Выводы……………………………………………………………………… 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 56

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения психологических качеств субъекта труда в настоящее время является чрезвычайно актуальной и важной и особенно того направления которое касается отбора профессионалов управления. Приоритет качества субъекта труда по-разному рассматривается в отечественной и зарубежной психологии.
На сегодняшний день существующие системы анализа личности в труде основаны на различных методологических подходах и в большей степени ориентированы на изучение таких свойств личности как интеллект и особенности познавательной сферы, способности, знания и возможности личности, в то время как направленность личности, ценностные ориентации, уровень мотивации, ответственность и управленческие качества, которые во многом определяют эффективность работы человека и степень реализации его свойств остаются малоизученными и практически не учитываются при профотборе.
Кроме того, существующая система анализа субъекта труда в основном ориентирована на промышленность, систему образования, здравоохранения и не адаптирована к условиям и требованиям современных коммерческих организаций.
Таким образом, проблема изучения ценностных ориентаций в условиях профотбора профессионалов своего дела, является актуальной.
Методологической основой нашего исследования стали работы Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Л.Н. Леонтьева проведенные в рамках деятельного подхода.
Характер соотношения личностных свойств, ценностных ориентаций и направленности субъекта труда является во многом определяющим фактором успешной деятельности.
Все вышесказанное определяет выбор темы исследования.
Цель исследования: в условия профотбора изучить ценностные ориентации кандидатов на должность менеджера.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к психологическому изучению профессиональной деятельности.
2. Проанализировать основные цели и задачи профотбора.
3. Провести теоретический анализ изучения ценностных ориентаций.
4. Выделить основные принципы профессионального отбора и оценки профессионалов управления.
5. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций в условиях профотбора.
6. Провести анализ полученных данных.

Объектом исследования выступают ценностные ориентации личности.

Предметом исследования является профессиональный отбор управленцев.

Гипотеза: в процессе профотбора наряду с интеллектом и познавательной сферой необходимо учитывать такие характеристика как ценностные ориентации и направленность личности.

Сформированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как: наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование.
В исследовании были использованы следующие методики:
— Ориентировочная анкета (ОА) В. Смейкла и М. Кучера;
— Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС);
— Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Базой исследования послужила компания ОАО «Новый город» г. Иркутск.
Кандидаты на вакантную должность менеджера, 15 человек, из них 6 мужчин и 9 женщин, средний возраст кандидатов – 32 года (от 25 до 40 лет), опыт работы в аналогичной сфере не менее 1 года.

Практическая значимость нашего исследования состоит в анализе таких характеристик личности как направленность и ценностные ориентации в профессиональной деятельности человека.
Структурно дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.